Александр Андреевич Иванов – картины и биография художника

Портрет ИвановаТворчество Александра Андреевича Иванова известно ценителям искусства полотнами на библейские темы. Яркий представитель академизма получил признание еще при жизни, славился трудолюбием и аскетичным образом существования. Известнейшее монументальное полотно художника – «Явление Христа народу», которое было выкуплено Александром II и выставлено в Зимнем Дворце. Александр Иванов – по праву великий русский художник, вклад его в живопись трудно оценить даже потомкам. В данном обзоре предлагается поближе ознакомиться с биографией и работами мастера.

Юношеские годы и учеба

Родился будущий художник в Санкт – Петербурге, 28 июля 1806 г. в семье Андрея Иванова, являющегося адъюнкт – профессором в Императорской Академии Художеств и увлекающегося живописью. У сына выявилась с раннего детства любовь к рисованию тоже. Поэтому планировалось, что он продолжит дело отца. Первоначальное образование Александра проводилось в домашних условиях, куда приходили профессора Академии.

Обучение в Императорской Академии Искусств

Это учебное заведение в XIX в. имело огромное значение для всех, кто связывал жизнь с рисованием, скульптурой или архитектурой. В 1817 г. туда поступает и Александр. Учеба занимала немало времени.

  • Длилась 15 лет: 9 – воспитательное училище, а 6 – в Академии по выбранной специальности;
  • Срок сокращали лишь в случаях выявления особого старания и таланта. После окончания воспитанники отправлялись за счет Общества поощрения художников в Европу, где знакомились с мировыми шедеврами искусства, совершенствовали навыки и мастерство;
  • Основная часть учащихся содержалась в Академии под строгим надзором. Иванову разрешили обучаться дома, где он под руководством преподавателей быстро освоил технику писания полотен в жанре академизма. Молодой человек делал большие успехи.

Преподавательский состав иногда даже подозревал, что работы за Александра пишет его отец. Но юноша доказал сполна свои способности общественности.

Начало творчества

Картины 18 – летнего Александра Иванова уникальные. Благодаря особенному видению сюжетов из Библии студент удостаивался неоднократно медалей и похвал. Уже в молодые годы данная тематика удавалась, а в зрелом возрасте стала основной в творчестве.

  • «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Картина, написанная по сюжету «Илиады» Гомера. Художественный совет отметил, что эмоциональная окраска образов необычна, но удачна. Такое видение было не свойственно в ту эпоху. За новшество Иванов удостоился Малой Золотой Медали;
  • Через несколько лет художник представил новое полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». За него Александра наградили Большой Золотой Медалью и присудили степень художника 14 класса. Картина участвовала в выставке 1827 г., была высоко оценена критиками;
  • 1829 г. ознаменовался появлением еще одного шедевра, – «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Биографы считают, что, давая это задание, преподаватели проверяли, действительно ли студент академии работает без помощи отца. В это же время Александр создает картоны, выполненные мелом и карандашом, с изображением статуй античности в полный рост (Лаокоон, Боец и Венера Медицейская).

В эти годы Иванов влюбляется в учительницу музыки и даже планирует остаться в России. Однако его всё же уговаривают воспользоваться помощью Общества поддержки художников. И он отправляется в Европу для дальнейшего обучения и совершенствования мастерства.

Переезд в Европу и картины на мифологическую тему

1830 г. ознаменовался отъездом Александра Андреевича Иванова в Европу. Путь проходил через Германию и Австрию. Конечной остановкой стала Италия, где он прожил 28 лет. Содействовало поездке Общество поддержки художников, которое дало определенные задания молодому дарованию.

«Европейский «период

Сначала, на протяжении первого года, Иванову необходимо было изучить памятники Возрождения Италии. В следующем потребовалось сделать копию с известнейшей фрески великого Микеланджело «Сотворение Адама». К собственным творениям планировалось приступить только лишь на третий год пребывания за границей. Иванов сразу приступил к работе и достиг больших результатов.

  • В Германии (в Дрездене) художник посетил Галерею старых мастеров, где сделал серию набросков с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля;
  • В Риме, найдя мастерскую, Александр принялся за работу. Были сделаны наброски на такую тематику: «Давид играет перед Саулом», «Самсон в объятиях Далилы» и другие. Также была выполнена небольшая картина под названием «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» и картон с плафона Сикстинской капеллы;
  • Отметим и «Явление Христа Марии Магдалене», за которую Иванову продлили оплату поездки на 3 года и дали звание академика за талантливую работу.

На заметку: художник очень много трудился, вставал в 5 утра и целый день, с небольшим перерывом, писал. Он был против всяких званий и продажи картин. Поэтому не зарабатывал на написании портретов и полотен на заказ. Жил исключительно на средства, выделенные Обществом поддержки художников.

Явление Христа Народу«Явление Христа Народу»

Александр Андреевич крайне долго искал тему для написания главного труда, полотна, на которое ушло 20 лет жизни. Начало написания картины датируется 1836 г. Размеры также впечатляют: 7,5 м в ширину и 5,4 в высоту.

Во время написания картины художник сделал более 600 эскизов, которые и сами по себе стали уже произведениями искусства. Работа над полотном была очень серьезной, ведь явление Миссии было центральным в Евангелии, поэтому живописец ответственно подошел к выполнению работы.

  1. Иванов ездил в Венецию и Ливорно, много рисовал с натуры и просил выделить средства на поездку в Иерусалим, на что получил отказ;
  2. В 1838 г. в итальянскую мастерскую приехал с визитом Александр Николаевич (цесаревич), который восхитился первоначальными набросками. Александр Андреевич получил еще содержание на 3 года;
  3. В свою очередь художник в благодарность преподнес императорской особе несколько акварельных рисунков: «Октябрьский праздник», «Ave Maria» и другие;
  4. Работа над «Явлением…» продолжалась длительное время, в течение которого Иванов исправлял множество недостатков. Ходил даже для дополнения образов в местную синагогу, делал по несколько зарисовок для каждого героя, чтобы воплотить образы точно;
  5. Образ Христа получился максимально достоверным: «парящим», легким и действительно Божественным.

Живописец во многом себя ограничивал, здоровье было подорвано. Но он успел закончить шедевральное полотно. Отправили картину в Санкт – Петербург на специально арендованной барже – внушительные размеры не позволяли переправить холст обычным способом.

«Явление Христа народу» произвело настоящий фурор. За полотно император присудил пожизненную пенсию художнику, выкупил полотно. Его вывесили в Зимнем Дворце, затем переправили в Румянцевский. Далее картина переехала в Третьяковскую галерею. За работу Николай I пожаловал живописцу орден Святого Владимира.

Знакомство с Н. Гоголем и другие работы

В Италии Александр Андреевич познакомился с великим писателем и даже написал его портрет (1841 г.). Гоголь восхищался работой мастера и призывал соотечественников помогать и поддерживать финансово, чтобы завершить написание «Явления…».

В эти годы Иванов написал ряд работ в других жанрах.

  • «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»;
  • «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле»;
  • Сохранился ряд этюдов с купающимися мальчиками: «Обнаженный мальчик», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», «Мальчики на Неаполитанском заливе».

Личная жизнь художника так и не сложилась, хотя романы случались. Детей у Александра Андреевича не было.

«Храм человечества»

На протяжении жизни Иванов постоянно интересовался темой веры. В 1848 г., после итальянской революции, он пережил кризис в этом вопросе. Но затем решил написать 500 фресок и 200 акварельных набросков для храма, который мечтал построить собственноручно. Однако грандиозным планам так и не суждено было свершиться.

15 июля 1858 г. великий русский художник скончался скоропостижно от холеры. Он оставил после себя наследие, являющееся истинным богатством русского искусства.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector