Картина А.Иванова «Явление Христа народу» ошибка или шедевр?

Картины Русских Художников

В 1806 году в семье выдающегося в то время художника-живописца А.И.Иванова родился сын Александр. С юных лет, живя в атмосфере любви к искусству, ему судьбой было предначертано стать последователем своего отца. Когда ему исполнилось чуть больше 10 лет, отец взял его учеником в Академию художеств при императоре. Досконально изучив в процессе учебы основы живописи, Александр неоднократно был награжден золотыми и серебряными медалями за отличные способности. Но самым значительным событием в его жизни была поездка на стажировку в Европу, а именно в Италию.

В течение трех лет юное дарование изучало живопись итальянских мастеров, вследствие чего у него возникло непреодолимое желание писать картины на религиозную тематику. Увлеченно и досконально изучая материалы библейских сцен, а особенно Новый Завет, молодой художник представляет свои будущие картины. И уже в 28 лет пробует писать свое первое произведение – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». С огромным вдохновением выполненная картина произвела настоящий фурор среди почитателей живописи и знатоков художественного искусства. Ошеломляющий успех еще больше подстегнул автора к дальнейшей работе.

Проникшись библейскими сюжетами, он мысленно рисовал следующую картину. Мечтая создать полотно для московского собора Христа Спасителя, у творца уже был готов проект, но воплотить в реальность его так и не удалось. Заказ на написание холста был адресован Карлу Брюллову.

Не отчаявшись, Иванов пишет другие произведения на тему религии:

  • о жизни Евы и Адама в райском саду,
  • их грехопадении и изгнании из Рая,
  • о создании мира Всевышним и ангелами,
  • об эпизодах из жизни Иисуса Христа.

Картина мечты

Его замысел будущей картины был грандиозен. Масштаб предполагаемого полотна удивлял своими размерами. Холст в длину составлял 7,5м и 5,4 м в ширину. Многие не одобряли и не верили в исполнение Александром Ивановым своей мечты. Также не поддержал идею сына и отец. Не имея достаточно средств на написание своего полотна, художник даже отказался от текущих заказов, чтобы не отвлекаться от воплощения своего воображаемого шедевра. Семья автора тяготила и, уединившись в Италии на два десятка лет, он медленно и упорно шел к осуществлению своего замысла. Став затворником своей идеи, он закрыл свою мастерскую для публики.

Рождение «Явления Христа народу»

Долгими и мучительными были поиски автора картины подходящего пейзажа для задуманного полотна. Не имея финансовой возможности посетить Палестину, где в реальности происходили библейские события, он неустанно колесил по Италии в поисках похожего живописного уголка.

Также трудным было определение облика Иисуса. Художник стремился передать в картине «Явление Христа» не стандартный и общепринятый образ, а создать свой неповторимый и индивидуальный, в котором должны были быть воплощены многогранность эмоций и чувств Мессии. Александр Иванов пред тем, как приступить к написанию своего детища, рисовал множество пробных этюдов и эскизов портретов персонажей, которые являлись действующими лицами картины. Их насчитывалось более шести сотен. Только одно обличье Иисуса было составлено из трех вариантов: женского лица, античных статуй и образа Аполлона. На протяжении многих часов ожидания, творец полотна находился в храмах и синагогах, наблюдая за молящимся народом. Ему были необходимы истинные и неподдельные эмоции на их лицах, чтобы передать эти чувства в картине.

Прототипами изображенных на холсте людей явились и друг автора, истинный поклонник творчества и идеи Иванова – писатель Николай Гоголь, и сам художник в виде старца с посохом, расположенным на расстоянии от Иоанна Крестителя.

Всего художником было создано 3 эскиза будущей картины.

Дата написания Название
1830-1833 гг. «Строгановский» (с изображением символов святости и голубя)
1836 г. С изображением людей в 1/3 роста человека
1839 г. «Венецианский» (окончательный)

В общем подсчете более 33 лет жизни было потрачено автором на создание своей мечты. Но она, к сожалению, так и не была до конца воплощена. Быстро теряя зрение, Иванов успел только изменить первоначальный образ юноши на старца, а вот отражение его в воде — уже нет. Также бытует мнение, что Александр Иванов разочаровался в своей картине, потерял веру в свою мечту, о чем делился со своими друзьями.

Возвращение на Родину

Всего за несколько недель до своей кончины, весной 1858 года, Александр Иванов картину «Явление Христа народу» решил привезти в Петербург. В этом ему помогла знатная княгиня Елена Павловна. Транспортировать пришлось на корабле, так как другие варианты были неприемлемы. Свернутое полотно поместили прямо на палубе, размеры холста не позволяли поместить его в трюме. Только чудом и непрерывными молитвами художника картине удалось избежать повреждений во время шторма по пути домой. Автор картины очень надеялся, что его полотно купит Александр II, который посещал Иванова во время написания «Явления Христа» в его мастерской в Риме. Просимая тогда сумма за холст была 10 тыс. серебром. По истечении нескольких часов после смерти живописца, картину действительно выкупил император, но за более низкую цену, всего за 15 тыс. российских рублей. Впоследствии она была передана в Румянцевский музей, где был сооружен для полотна персональный павильон.

Привезенное произведение было выставлено на всеобщее обозрение в Академии Художеств. Значительная часть почитателей таланта, а также критики-искусствоведы, следившие за отшельническим воссозданием пришествия воскресшего Иисуса Христа, ожидали от живописца более грандиозного впечатления, чем от увиденной картины. Они считали, что предварительные наброски художника были эмоционально сильнее.

По мнению большинства творческой интеллигенции, критика, посыпавшаяся на Александра Иванова, здорово подкосила и так слабое здоровье художника. Подхватив холеру, через несколько дней, после возвращения в Петербург, он скончался, не достигнув своего 52 дня рождения.

Третьяковская галерея стала владельцем шедевра А.Иванова уже в 1932 году, для которого был специально построен свой выставочный зал. На время ВОВ картина была вывезена в Новосибирск.

Значение «Явления Христа народу» в искусстве

Мнение о значимости библейского события, запечатленного на холсте художника Александра Иванова, двояко. Одно из них свидетельствует о том, что картина, воплощающая в основном эмоциональное состояние изображенных персонажей, была преждевременной для того времени, а краткое описание произведения не могло передать всю полноту ощущений автора. Многим слоям общества было непонятно олицетворение чувственности образов, их внешняя и смысловая нагрузка. Ведь картину следовало не только созерцать, но и думать над ней.

Второе гласит о том, что слишком много времени ушло на создание такого гиганта. А время не ждет. Многое изменилось в жизни людей, и красочная актуальность полотна стала стираться, что и повлекло за собой потерю интереса к своей работе и самого творца. Но простые ценители искусства считают работу художника А.Иванова поистине непревзойденным уникальным произведением живописи.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector