Творческий путь А.Г. Венецианова

Русские Художники

Алексей Гаврилович Венецианов, художник, родился в далеком 1780г., 18 февраля. Маленький Алеша начал рисовать, едва взяв в руки карандаш. Его отцу – купцу второй гильдии – совсем не нравилось подобное занятие сына. Даже в московском частном пансионе, где мальчик учился в 1790-е годы, его часто ругали и наказывали за рисование. Однако Венецианов не успокаивался: он продолжал осваивать технику пастель и мечтал нарисовать самого красивого человека на свете. В детстве для каждого таким человеком является мама. Маленький Алексей тоже так думал, поэтому на первом своем большом портрете в 1801г. нарисовал именно ее. «Портрет матери» стал своеобразной визитной карточкой для художника: все заметили в этой работе стремление автора передать не только внешние свойства человека, но и его внутренний мир.

Путь в академики

В 1802 году А.Г. Венецианов приехал в Петербург, стал писать картины на заказ. В 1807 году его приняли на службу в канцелярию директора почт. В свободное время художник изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 году Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур», но издание было уничтожено цензурой. В 1811 году Алексей Гаврилович нарисовал портрет доброго и милого учителя с его воспитанниками («Портрет Головачевского») и представил его в Академию художеств вместе с автопортретом. Эти работы всем очень понравились, Венецианову присвоили звание академика, а сам художник решил, что красота прячется в доброте. В отечественную войну 1812 года Венецианов был в числе авторов летучих листков: народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства.

В поисках красоты

«Может быть, красота человека это его ум и образованность?», – размышлял художник, рисуя портрет М.А. Фонвизина. Вдыхая жизнь в портреты бравых офицеров в нарядных мундирах, он думал, что самое главное в человеке – это его храбрость и служба родине. Заканчивая портреты знатных дам, художник размышлял о том, что прекрасное лицо и пышные наряды тоже показывают красоту человека. Однажды в ясный день Алексей Венецианов встретил на улице Петербурга простую крестьянскую девушку, которая в мимолетном разговоре сказала: «Поезжайте в деревню, там истинную красоту найдете». В 1819 году живописец в середине своего жизненного и творческого пути нашел в себе силы оставить службу и с женой, в браке с которой был с 1815 года, поехать жить в деревню. «Ты же любишь красивые лица рисовать, а тяжелая работа делает людей грубыми. Ты не найдешь в деревне героев для своих портретов», – заметила жена.

Вот-те и батькин обед!Деревенская» живопись

Семья Венецианова с двумя дочерями приехала в Сафонково весной. Это горячее время посевной: все в поле работали, даже крестьянки с утра до вечера землю пахали, рожь сеяли, и маленькие дети тут же играли, неподалеку («На пашне. Весна»). Первые дни А.Г. Венецианов присматривался к деревенской жизни. Крестьяне вставали вместе с солнышком и работали до темноты («Встреча у колодца»). Крестьянские дети тоже не бездельничали, поднимались рано утром вместе со всеми, обували лапти и целый день работали наравне с взрослыми («Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Крестьянские дети в поле»). На сон не хватало времени. Особенно трудно пастушкам приходилось: им раньше всех вставать нужно было. Хорошо, если удавалось часок днем в поле поспать, пока коровы паслись («Спящий пастушок»). Конечно, часто дети убегали и забывали о своих обязанностях. Вот один заигрался и опрокинул горшок с отцовским обедом: сидит и думает о суровом родительском наказании («Вот-те и батькин обед!»).

Создание художественной школы

Однажды А.Г. Венецианов познакомился с мальчиком, позвал в гости, стал рисовать его портрет («Захарка»). «Да ты, дядя, колдун: как живого меня поместил на картинку», – удивился малец. Венецианов давно мечтал о месте преподавателя в Академии художеств. Ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. Художник предложил мальчику научиться рисовать. Захар пришел в восторг от такой идеи, и Алексей Гаврилович решился на собственные средства открыть школу рисования для деревенских детишек. Ребята бежали к нему в любую свободную минуту. Он старался передать ученикам способность видеть красоту: пшеница созрела, все поля, словно золотые, женщины собирают и хранят эти дары земли («На жатве. Лето»). В труде людей всегда таится много красоты, нужно только ее увидеть.

ГумноОфициальное признание

«Наверное, богатым людям не нравится, что вы простых людей рисуете?», – как-то спросил его Захарка. «Многим не нравится, но я все же решил подарить свою работу «Чистка свеклы» самому царю», – ответил А.Г. Венецианов. «Это бесценный подарок, он рассказывает о труде народа, – сказал царь и повесил картину в своем дворце в бриллиантовой комнате. Александр I обратил внимание и на картину «Гумно», даже пожаловал за нее художнику три тысячи рублей. Венецианов был талантливым педагогом: за двадцать лет в своей школе он научил рисовать многих своих учеников, сумевших передать непосредственное и чистое чувство художников в пейзажах, натюрмортах, жанровых сценах. Картины Алексея Гавриловича Венецианова открывают мир трепетных человеческих чувств, заставляют зрителя сопереживать его героям.

Последняя картина

В последний год жизни А.Г. Венецианов работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Выполнив эскиз иконы Святого Макария, 16 декабря 1847 года он поехал в Тверь по обледенелой дороге. Этот путь оказался последним.

Список известных картин:

  • Портрет матери, А. Л. Венециановой 1801;
  • Гумно 1822–1823;
  • Крестьянский мальчик, надевающий лапти Между 1823 и 1826;
  • «Вот-те и батькин обед!» 1824;
  • Захарка 1825;
  • На пашне. Весна – Первая половина 1820-х.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий