Скоро, в феврале 2020 года, исполняется 75 лет, как ушёл из жизни великий русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский, оставивший потомкам разножанровые холсты. Это реалистические пейзажи, салонные портреты, бытовые полотна и натюрморты. По ним буквально можно изучать историю страны и русского народа.
Раннее детство
Матерью будущего художника была простая крестьянка, мужа у неё не было. Родившегося 8 декабря 1868 года мальчика окрестили как Николая Богданова, то есть Богом данного. Его малой родиной стала деревня Шитики Бельского уезда Смоленской губернии.
Мать с ребёнком из милости жила в семье родственников. Нелёгкая крестьянская жизнь сделала детство Николая суровым. Вместе с другими деревенскими мальчишками он выполнял любую посильную работу. При выпасе скота находилось время на любимое занятие – вырезание из дерева разных фигурок и безделушек. Где придётся – на досках, заборах и стенах – будущий художник делал первые наброски и зарисовки.
Учёба в начальной школе
Учился Николай в церковно-приходской школе. Вместе со всеми крестьянскими детьми изучал Закон Божий, письмо, чтение и арифметику, занимался церковным песнопением.
Встреча с учителем жизни
В Бельском уезде в 70-х годах Х1Х века стали активно строиться сельские школы. Проблемами народного просвещения занималась дворянская семья Рачинских из села Татево того же уезда. В 1872 году в родовое село вернулся, оставив научную карьеру в московском университете, профессор С.А.Рачинский, известный своей бескорыстной общественной деятельностью и всяческим участием в судьбе одарённых студентов, бедность которых была препятствием для учёбы.
По приезду С.А.Рачинский построил первую в России сельскую школу, при которой было общежитие. Здесь жили крестьянские дети из отдалённых деревень. В этой школе профессор и стал учительствовать.
Бывая по долгу службы в разных уголках уезда, С.А.Рачинский обратил внимание на попавшиеся ему рисунки юного Николая Богданова. На просьбу нарисовать портрет учителя мальчик с удовольствием откликнулся. Рисунок превзошёл все ожидания, профессор понял, что перед ним талантливый самородок с природным даром и ему надо обязательно помочь.
Так будущий великий художник встретился, по его словам, с Учителем жизни с большой буквы. Как подчёркивал Николай Петрович впоследствии, именно Рачинский вывел его на дорогу. Безмерно благодарный, художник понимал и всегда помнил, что обязан Рачинскому всем.
Учёба в Татевской школе
Рачинские радушно предоставили Николаю свой дом. Здесь они жил как член семьи и учился в татевской школе в период 1878-1882 годы. Помимо церковных предметов по разработанным Рачинским учебникам и методикам здесь изучали грамматику, арифметику, ботанику и другие науки.
Ученики вместе с учителями дважды совершили паломничество в Нило-Столобенскую пустынь – мужской монастырь на озере Селигер. В этих местах и по пути к ним Николай впитывал красоту русской природы и учился делать пейзажные и портретные зарисовки. Здесь и были получены первые важные уроки рисования.
Дальнейшая учёба и становление художника
Дальнейшее обучение Николая Богданова стало возможным благодаря тем же стараниям учителя Рачинского. Он полностью взял на себя все заботы о будущем юноши и оплачивал его учёбу.
В 1882 году Рачинский устроил своего ученика в Троице-Сергиеву Лавру учиться иконописи. По окончании курса в 1884 году Николай Богданов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями стали маститые художники и педагоги В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов. Юный живописец усердно учился и своими работами доказывал, что он здесь человек не случайный. Картины его награждались на разных конкурсах и выставках.
Затем Николай приехал в Татево. Жил в доме своего главного наставника С.А. Рачинского и очень много писал. Почти все картины последнего десятилетия девятнадцатого века написаны здесь. Вдохновение на пейзажи и портреты простых деревенских детей художник черпал на родине.
Затем учёба и работа сплелись воедино:
- 1894 г – начало учёбы в Императорской Академии художеств. Здесь Николай учился у И.Е. Репина.
- 1895 г – работа и учёба в Париже, Мюнхене, итальянских городах.
- 1903 г – художник закончил Академию художеств.
- 1905 г – присвоение звания академика.
- 1914 г – художник стал действительным членом Академии художеств.
Портреты аристократов, знатных современников, известных артистов и знаменитых представителей дворянских родов – заказы поступают в большом количестве. Исполняя их, художник предпочитает работать в своей мастерской в Татево или в имении сельского помещика Ушакова. Бывает в Петербурге.
Богданов стал Богдановым-Бельским
В 1904 г. Николай Петрович приступил к написанию портрета императора Николая II. Перед вручением диплома о присуждении Богданову звания академика в 1905 году государь собственноручно вписал через дефис «Бельский» после фамилии художника.
Так распространённая и простонародная фамилия была «облагорожена», по словам самого художника, и вместе с тем была отмечена его малая родина, подарившая России великого мастера.
Картины Богданова-Бельского
Парадные портреты знати сейчас бесспорно представляют исторический интерес. Но гораздо больше ценителей искусства интересуют работы, отражающие давно ушедшие сценки из жизни деревенских детей.
У художника сотни полотен, самые знаменитые из которых:
- Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского
- Будущий инок (выпускная работа)
- Именины учительницы
- Виртуоз
- Новые хозяева
- Портрет Фёдора Шаляпина
и многие другие.
У художника есть работы и морской тематики, пробовал себя Богданов-Бельский и в написании икон. Но не стал ни маринистом, ни иконописцем. Портреты и жанровые полотна – вот его стихия.
Богданов-Бельский после революции
Размеренная жизнь художника была нарушена событиями 1917 года. По 1921 год художник пытался как-то перестроиться и примириться с действительностью, но его работы не выставлялись и не продавались. В 1921 году художник уехал в Латвию. Здесь он вновь стал востребован: он много работает, признан, ему рукоплещет вся Европа. В Риге Н.П. Богданов-Бельский прожил 20 лет. Это было счастливое время для него как художника и как активного культурного деятеля.
Жена его, этническая немка, в 1944 году увозит мужа в Германию на лечение. Прожив всего несколько дней после операции, художник умер во время бомбёжки 19 февраля 1945 года. Ему было 77 лет.
Историческая значимость работ Н.П. Богданова-Бельского
Рассматривая картины живописца, зритель невольно погружается в то время, когда дети бегали в школу босиком или в лаптях, и проникается светлыми чувствами девочек и мальчиков, стоящих со свечами в церкви.
Ведь все персонажи – это реальные люди. Углубляясь в историю написания того или иного полотна, мы изучаем историю. А история – это и есть жизнь.
Смотрите также: