Николай Крымов — природа вне времени

Николай Петрович Крымов – русский и советский художник-пейзажист, крупный теоретик и педагог живописи.

Детские годы

Родился в Москве 20 апреля 1884 года в большой и дружной семье: родители Пётр Алексеевич и Мария Егоровна имели 12 детей. Жили в небольшом доме с садом близ Патриарших прудов. Часто устраивали музыкальные вечера, театральные постановки и живые картины. Отец в своё время учился в Московском училище живописи, где получил хорошее академическое образование, был дружен с Иваном Ивановичем Шишкиным. Пётр Алексеевич преподавал рисование в гимназиях. Любовь к природе, образное видение окружающего мира прививал он и своим детям, к художественному воспитанию которых относился очень внимательно. Именно отец стал первым учителем Николая.

Учёба и педагоги

В 1904 году после окончания реального училища Николай с лёгкостью поступил в то же учебное заведение, которое закончил отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Николай сначала стал студентом архитектурного отделения. В 1907 году перевёлся на живописное в мастерскую А.М. Васнецова.  Его наставниками стали строгий и требовательный Николай Касаткин, мягкий и дружелюбный Леонид Пастернак, прогрессивный реформист Валентин Серов.

Сам Николай Крымов главным учителем считал Исаака Левитана. Они не были знакомы. Пейзажи Левитана стали образцами творческих стремлений молодого художника, который восхищался ими и отмечал их удивительную материальность, правдивость и вместе с тем воздушность.

В первые годы учёбы бедность заставляла молодого художника на всём экономить, в том числе на красках, для приготовления которых он использовал счищенные с палитр остатки. Кроме того, сложилась его привычка работать на небольших холстах, листах бумаги, картона.

Первые успехи и формирование стиля

Уже с 1905 года начал участвовать в выставках в России и за рубежом. Ранние работы выполнены в стиле символизма: размытые образы природы таинственны и поэтичны. Картины стали пользоваться вниманием и продаваться.

Но художник ищет себя, пробует сделать кисть более чёткой, краски и формы становятся более материальными. В 1911 году Николай Крымов закончил училище живописи и в целом определился со своим предназначением как художника: он пейзажист, продолжающий традиции классической школы.

Любовь к родным пейзажам

С первых работ молодого художника было ясно его особое видение природы и тишины в самых непримечательных картинках, даже среди крыш и домов, сараев и заборов. Снег, избушки, деревья, вода, светотени на них – пейзажные композиции непременно находят отклик в сердцах зрителей, в том числе ценителей искусства и взыскательных коллекционеров.

Крымов не любит путешествовать, никогда не был за границей, даже посещение Крыма не впечатлило его. Любимыми и бесконечно дорогими сердцу были для живописца уголки родной природы: окрестности Звенигорода, рязанские места, Таруса. Здесь он получал самые сильные импульсы, побуждающие браться за кисть и переносить на холсты чудесные виды. После 1910 года художник прекратил работу с натуры, стал писать по памяти или придуманные пейзажи, всё то, что некогда очаровало и впечатлило, что хотелось запечатлеть.

Тон важнее цвета

В процессе совершенствования кисти и оттачивания своего мастерства Крымов пришёл к выводу, что именно тон, наполняя цвет краски светом, определяет эстетическое впечатление от картины. Будучи профессионально наблюдательным, художник замечал различия в восприятии, казалось бы, одинаковых по цвету предметов: деревьев и кустов, травы и листвы. Об этом художником была разработана целая теория, касающаяся способности человеческого глаза считывать тон при условии его верного выбора.

В 1934 году художник продемонстрировал влияние тонов в специально созданной картине. Учебный пейзаж из 9 вариантов одного вида наглядно показывает изменение тона окрашивания предметов в зависимости от заданного художником на картине времени суток. Крымов был убеждён в необходимости овладения художниками теорией тона. Только произведения с правильно заданной тональностью могут восприниматься человеком как приятные, гармоничные и совершенные.

Частная жизнь

В 1916 году женился на дочери художника Досекина. Жили они с Еленой Николаевной скромно и даже несколько патриархально. В небольшой квартире близ Пречистенки не было даже мастерской, художник любил писать стоя у окна. Всю жизнь пользовался мольбертом, некогда принадлежавшим Серову, его педагогу по живописи. Долгие годы бережно хранил дощечку для живописи, также подарок Серова, и только на склоне лет кисть Крымова запечатлела на ней любимый и дорогой тарусский пейзаж, отраду сердца художника.

Художник, педагог и сценографист

Революция мало изменила образ жизни живописца. Он был человеком исключительно искусства, далёким от политики. С властями не ссорился, но и не заигрывал, сторонился всего чуждого. К русскому авангарду начала ХХ века относился критически, характеризовал его едкими словами. Имел чёткое и устоявшееся представление о роли художника и его творчества в жизни и искусстве, был олицетворением классических художественных традиций, впитанных им с творчеством и школой Репина, Коровина, Серова, Левитана.

Свои знания и умения Крымов старается применить в работе над журналом «Путь освобождения», популяризируя искусство среди рабочих и солдат. С 1919 года художник ведёт педагогическую деятельность: преподаёт в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских и художественном училище памяти 1905 года. Крымов обладал ценным даром распознавать индивидуальность в каждом ученике, чтобы впоследствии все усилия педагога направить на её развитие.

Сценография – ещё одно поприще, где Николай Петрович получил признание. В 1922 году очень удачно и ярко оформил театральную постановку по А.П. Чехову для гастрольной поездки в Америку Станиславского К.С. с театром. Затем работал над декорациями пьес Островского А.Н. во МХАТе.

Все годы Крымов много и вдохновенно пишет, выставляется. В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась первая персональная выставка художника, для которой более 50 коллекционеров предоставили ранее приобретённые ими работы художника. В 1928 году Крымов стал членом Общества московских художников. С этого года каждое лето живописец проводит в любимой им Тарусе.

Картины

Сегодня, в динамичный век скоростей, картины Николая Петровича Крымова особенно притягивают и завораживают тишиной и физическим ощущением близости природы. Эта особенность стала проявляться с самых первых работ мастера, таких как:

  • «Мартовский мороз» (1900);
  • «Крыши под снегом» (1906);
  • «Солнечный день» (1906);
  • «К весне» (1907).

и других. Поэтическое созерцание природы свойственно и для более поздних картин:

  • «Утро» (1914);
  • «Деревня летом» (1921);
  • «Пейзаж с рекой» (1923);
  • «На краю деревни» (1924);
  • «Под Звенигородом» (1948);
  • «Таруса. Сарай» (1954).

и многие-многие прочие, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях.

Награды государственные и народные

В 1942 году Крымов удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1949-м становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В Академии же к 70-летию художника организована персональная выставка, и Крымов награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1956 году за два года до смерти получил звание «Народный художник РСФСР».

Не менее государственных, а может быть, и более значимы награды, полученные от народа, ценителей искусства и коллекционеров. Это признание художника, его таланта и неизменно возникающее у зрителя единение с окружающим миром при созерцании его картин, стремление любоваться ими, находя в них что-то дорогое для себя: чуткая человеческая душа живёт в унисон с природой.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector