Поклонение Волхвов – кисти Боттичелли

Поклонение волхвов 1475

  • Автор: Сандро Боттичелли;
  • Год: 1470-1475;
  • Место нахождение: Уффици, Флоренция;
  • Размер: 1,11 х 1,34 м. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

Поклонение волхвов – библейский сюжет, на протяжении веков привлекавший внимание многих живописцев. «Поклонение волхвов» Боттичелли – картина размером 1,11 х 1,34 м, написанная темперой на дереве в середине 1470-х годов.

Произведение принадлежит Художественной галерее Уффици (Флоренция) и представляет собой плод творчества знаменитого итальянского художника середины XV – начала XVI века.

Автор

Сандро Боттичелли (1445-1510) – один из ярчайших художников эпохи Возрождения, образчик флорентийской школы живописи.

Начав творческий путь с ученика ювелира, в юношеские годы выбрал живопись. Учился у многих мастеров, в том числе у Андреа Верроккьо, подмастерьем которого чуть раньше стал Леонардо да Винчи. За годы трудов Боттичелли приобрёл мировую славу, которая не ослабевает уже на протяжении пяти веков.

Сюжет

Евангельский волхв – это маг, ведун, мудрец, жрец, учёный человек. В Евангелие от Матфея волхвы, жившие на востоке, увидели на восходе новую звезду и поняли, что она означает рождение царя Иудейского, которому они обязательно должны поклониться и дарами засвидетельствовать своё почтение.

Вслед за звездой, движущейся по небу, мудрецы отправились в путь и дошли до Иерусалима, где правил тогда царь Ирод. Услышав новость, царь был раздосадован, но ярость свою затаил. После встречи волхвы направились в Вифлеем, где над одним местом звезда вдруг застыла – здесь и оказался «Младенец с Мариею, Матерью Его».

Мудрецы «возрадовались радостью весьма великою» и одарили Младенца священными дарами. Это были золото, ладан и смирна (мирра, благовонная смолистая камедь коммифоры, африканского дерева).

Путеводная звезда, приведшая волхвов к Иисусу, получила название Вифлеемской. Она в праздновании христианского Рождества является важным атрибутом, а обычай дарить рождественские подарки символизирует появление волхвов с дарами.

Описание картины Боттичелли «Поклонение волхвов»

Евангельское событие на картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» выглядит, как таинство среди античных руин. Развалины выбраны не случайно – они символизируют конец прежнего мироустройства и великое начало христианского, нового.

Центральной фигурой на картине является Мадонна с Младенцем на руках. За ней только одна фигура, Иосифа, который, положив склоненную голову на свою ладонь, умиляется, глядя на новорожденного.

Образы волхвов художник писал с членов семьи Медичи. Изображено трое мудрецов. Ближе всех к Христу Козимо Медичи Старый, сын основателя династии. Он преклонил колена перед Иисусом. Двое других его сыновья: Пьеро ди Козимо, красная мантия которого алеет в нижней части картины по центру, и Джованни ди Козимо, справа от брата.

Образы остальных персонажей тоже написаны с конкретных людей. Задумавшийся молодой человек в чёрно-красной одежде, изображённый в профиль, это сын Пьеро по имени Джулиано. За ним бородач в шапке – Джованни Аргиропуло, известный современникам философ. Считается также, что в голубой одежде, спешащий подать дары волхвам, это Дзаноби дель Лама, заказчик картины.

Слева выделяется фигура надменного юноши, опирающегося на меч. Это внук Козимо Лоренцо Великолепный. И меч здесь недаром – символ безжалостной расправы со всяким врагом и заговорщиком. Со спины юношу обхватывает, как бы защищая, Анджело Полициано, верный спаситель.

Черты лиц и фигуры героев картины отсылают зрителя к реально существовавшим приближённым семейства Медичи, их друзьям, влиятельным особам и членам Платоновской академии. Не все образы определены искусствоведами, но большинство специалистов уверены, что крайний справа юноша в терракотовом плаще — это сам автор. В эпоху Возрождения было принято, чтобы художник среди героев картины на библейскую тему изображал себя.

Заказная картина XV века – сегодняшний шедевр

Флорентийская правящая семья Медичи, которая была у власти с 1434 по 1737 гг. (с двумя перерывами в несколько лет), учредила Братство волхвов, членами которого кроме них самих были их приближённые. Братство устраивало праздничные шествия, костюмированные представления. Переодевшись волхвами, развлекались, важно проходя или проезжая по улицам Флоренции. Возможно, что эти театрализованные церемонии отозвались и в картине Боттичелли «Поклонение волхвов».

Учитывая эпоху создания произведения, а также все обстоятельства того времени, становится понятно, почему художник поместил на небольшую площадь подготовленной для работы доски так много персонажей. По воле заказчика.

Картина писалась для почитаемой флорентийской церкви Санта Мария Новелла, где её должны были видеть тысячи граждан города. Они в героях произведения бесспорно узнавали своих современников и утверждались в мысли о безоговорочной силе Медичи и их поддержке влиятельными людьми. Это и было целью власти – внушить послушание, устрашить подданных, часто недовольных непомерными налогами и постоянными войнами.

Имея политическое значение во времена своего создания, картина Боттичелли «Поклонение волхвов» сегодня имеет несомненную художественную ценность и значение историческое – как произведение выдающегося мастера на религиозную тему, образами для которого послужили реальные люди, имевшие в своё время влияние на ход истории.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector