Изобретатель капельной живописи Джексон Поллок

Художники разных стран

Американский художник Джексон Поллок картины которого выполнены в духе абстрактного экспрессионизма, известен не только произведениями, но и тяжелым характером, осложненным бытовым алкоголизмом. Автор родился в США 28 января 1912 г. и погиб в автомобильной катастрофе 11 августа 1956 г.

Особенности творчества

С 1930 г. художник проживал в финансовом и культурном центре Америки – Нью-Йорке, где познакомился с разными деятелями искусства, а для Пегги Гуггенхайм (хозяйки художественной галереи) стал протеже. В сороковых годах автор создавал творения, сделавшие его известной в мире личностью и принесшие хорошие гонорары.
В этот период мастер работал при помощи «капельной» техники: холст выкладывался на пол, а краски разбрызгивались с кисти и подручных предметов. К известным творениям того времени относят:

  • «Осенний ритм»;
  • «Синие столбы»;
  • «Глубина»;
  • «Фреска»;
  • «Номер 5».

На первый взгляд в полотнах творится хаос, но при внимательном просмотре обнаруживается упорядоченность и гармония. Стиль, в котором предпочитал работать Джексон Поллок, возник после окончания Второй мировой войны и стал символом бунтарства, анархии и нигилизма. В то время были отринуты каноны общепринятых норм и мастера стали выражать художественное видение всеми доступными способами.

Нюансы жизни

Общество привыкло прощать многое своим знаменитостям. Талант автоматически выделяет их в отдельную касту, где нет места простой человеческой слабости, а небольшие недостатки прощаются. Автор не был супергероем, за маской творца скрывался обычный человек не с самым приятным характером.
За изумительными полотнами стоял нелюдимый и необщительный тип, с периодическими приступами депрессии, страдающий от алкоголизма и без необходимого «внутреннего стержня». Из-за пагубных привычек, регулярных скандалов и дебошей он частенько оставался без цента в карманах. А завершающим шагом в этой драме стала автокатастрофа, в которой пьяный Поллок не справился с управлением и погиб вместе с одной из приятельниц.
После него остались десятки полотен, большинство из них написаны в его индивидуальной «капельной» технике. Дом, где раньше проживал художник, стал впоследствии музеем. О причудах и странностях характера мастера больше рассказывала его любовница – Рут Клигман, создавшая себе имя на воспоминаниях о романе. Девушка оказалась единственной выжившей в том дорожно-транспортном происшествии. Законная жена Ли Краснер была более скромной и не пыталась постоянно описывать странности их пятнадцатилетнего брака.

Влияние семьи и женитьба

Первая встреча с будущей законной супругой состоялась в 1936 г., но Джексон вряд ли помнил ее подробности – он был абсолютно невменяем. К 24 годам молодой талант принадлежал к печальной группе алкоголиков и ничего не могло разлучить его с любимыми горячительными напитками.
Характер Поллока формировался под влиянием внешних условий:

  • многодетной семьи – сложно быть последним среди пяти мальчишек;
  • спонтанных перемещений по США – родители постоянно колесили по стране в надежде на достойные заработки;
  • деспотичной матери, вынужденной в одиночку управляться с пятью мальчишками, пока отец пытался заработать.

Из-за постоянных смен школы мальчик стал замкнутым, подверженным внезапным вспышкам ярости. Он сложно переживал необходимость новых знакомств с одноклассниками, что приводило к дракам, ссорам, и исключениям из учебных заведений. Некоторые искусствоведы считают, что особенности характера стали проявляться в ребенке после несчастного случая, произошедшего в Аризоне – там приятель случайно отрубил ему фалангу пальца. К 1930 г. Джексон регулярно прикладывался к бутылке, несмотря на юные 18 лет.
Второе знакомство с Ли Краснер произошло в 1941 г. На свою беду, девушка моментально влюбилась в тайного алкоголика. Благодаря жене он познакомился с известными людьми, выставил первую картину в галерее. Продавать творения ему не удавалось – до изобретения собственной «капельной техники». В 1945 г. влюбленные обвенчались и перебрались в Лонг-Айдленд, где отвели под мастерскую обычный сарай. В нем мастер трудился до последнего дня.

Результаты депрессии

Мастерская Поллока в Спрингсе
Мастерская

Многие творческие люди нуждаются в постоянном допинге для создания шедевров: алкоголе, наркотиках или острых ощущениях. Спиртные напитки не помогали Джексону творить, а являлись препятствием. К продуктивным периодам его жизни относят двухлетнее воздержание и полную трезвость в пятидесятых годах.
Придуманный новый стиль исполнения работ стал сенсационным, к 1952 г. его шедевры получили известности и стали узнаваемы. Агент Сидни Джениса оказался настоящим профессионалом и помог полотнам продаваться, а семья перестала нуждаться в деньгах. Но вскоре талант вернулся к привычному для него образу жизни и стал выпивать. Полотна писались с каждым годом хуже, пропорционально уменьшаясь в количестве, но не в качестве.
Депрессивное состояние мастера прогрессировало вместе с каждой выпитой рюмкой и усилия супруги были напрасными. Брак постепенно начал рассыпаться, последней каплей стал роман Джексона с начинающей художницей Рут Клигман. Жена его окончательно бросила и уехала в большое европейское путешествие.
Новой подруге также не нравилось поведение гения под влиянием спиртного, но долго это не продолжалось и 11 августа стало роковым. Сев за руль и пригласив покататься любовницу с ее подружкой Эдит, Поллак помчался по автостраде. Не справившись с управлением, он влетел в придорожное дерево, в результате аварии автомобиль перевернулся. Клигман повезло – в отличие от остальных пассажиров, ее выбросило из машины. Эдит и Джексон погибли на месте. Мастеру было 44 года.
Близкие и друзья мрачного гения в своих воспоминаниях сходятся в одном: в его душе жили демоны и всю жизнь он был вынужден с ними бороться. Никто не знает, что послужило причиной ДТП: неосторожность пьяного водителя, попытка убежать или победить демонических созданий, разрушивших его брак, тело и душу.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий