Винсент Виллем Ван Гог – великий нидерландский художник, человек, сумевший изобрести живопись заново. Он прожил жизнь святого и подвижника, посвятив всего себя искусству, почти добровольно отрекшись от благополучия, простого человеческого счастья, устроенности. И жертва его оказалась не напрасной. Итак, краткая биография Ван Гога такова…
Детские годы и юность художника
Ван Гог родился 30 марта 1851 года в голландской деревне Грот-Зюндерт, в семье пастора. Образование получал в школах-интернатах, о чем потом вспоминал с грустью и горечью, считая, что жизнь вдали от отчего дома сделала его детство несчастным и бесприютным. Он не закончил образование, бросил школу и поступил на работу к дяде, владельцу художественно-торговой фирмы. Здесь страстно полюбил живопись и научился разбираться в ней. Любопытно, что как работник он был на хорошем счету – умный, предприимчивый, дельный. Вздумай Винсент остаться торговым агентом, сделал бы отличную карьеру и состояние. Но все повернулось иначе…
Несчастная любовь
Возможно, странная биография Ван Гога, всё несчастье которой обозначилось еще в детстве, сложилась так, как сложилась, из-за безответной любви. Работая в Лондоне, куда он переехал по делам фирмы, Винсент страстно влюбился в немку Каролину Хаанебик, сделал предложение, но получил отказ. Потрясение было слишком велико для экзальтированного юноши, который с детства искал любви и почти никогда не получал ее – даже от родных. Ван Гог укрепляется в мысли, что ему не суждено познать счастья любви, личного благополучия, но что призвание его – в служении людям.
Миссионерские годы
Винсент забросил торговлю и отправился в бельгийский поселок Боринаж, где жили шахтеры. Здесь он проповедовал, читал Библию и кажется, слегка помешался. Он был так потрясен тяжелой долей рабочих, что стал раздавать им все, что у него было, даже перестал мыться, чтобы не отличаться от них, вечно испачканных угольной пылью. Чувствовал ли он себя новым Христом и спасителем? Не знаем, но такая страстность в отношении к делу будет отличать его всегда. Ван Гога попросили убраться из поселка – кому-то его миссионерство не понравилось.
Начало
Как миссионер Винсент потерпел поражение, зато именно там, в Боринаже, он родился как художник. Его первые полотна с мрачным, коричнево-серым колоритом, живописуют жизнь шахтеров, утрируют ее тяжесть и неприглядность, ее страдание и стоицизм – например в картине «Едоки картофеля». Интересно, что, всерьез взявшись за искусство, Ван Гог проникся бесконечным презрением к религиозности и к церкви как таковой. Тут сказались и тяжелые отношения с отцом, которого художник считал бездушным и лицемерным человеком, бесконечно далеким от истинного христианства.
Годы скитаний и самоотречения
Чтобы понять судьбу художника, нужно знать, как относились передовые люди того времени к творчеству. Идея чистого искусства многим казалась пустой, не стоящей внимания. Настоящий творец должен был через искусство преобразовать жизнь и подарить людям спасение. Ван Гог эти идеи во многом разделял. Одно он знал точно: служение искусству, живописи, потребует полного самоотречения. Так он и жил, так писал свои знаменитые картины.
Проучившись некоторое время в Королевской Академии искусств, Винсент бросает учебу. Он уверен, что трудолюбие с лихвой возместит школу и талант. Вернувшись ненадолго в родительский дом, влюбляется в кузину и опять переживает трагедию безответной любви. Он уезжает в Гаагу, где связывает себя недолгим гражданским браком с уличной женщиной Христиной. Все это время и затем всю последующую жизнь его поддерживает только младший брат Тео. Именно благодаря их переписке мы узнали так много о личной, творческой, интеллектуальной жизни художника.
Парижский период
Винсент уезжает в Париж к брату и тут начинается новый этап его жизни. Сначала манера его живописи близка к реалистической. Яркий пример – картина «Башмаки», на которой изображена грубая, изношенная обувь рабочего человека. В ней – вся судьба ее хозяина, все трудности и страдания и, в то же время, достоинство трудового человека. И мы понимаем, что живописец рассказывает не столько о незнакомом рабочем, сколько о себе. В Париже картины Винсента Ван Гога несут на себе следы влияния импрессионистов, его палитра становится более светлой, даже пастельной. Показательный пример – полотно «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик». Однако публика и коллеги посмеиваются над его стилем, он понимает, что нужно учиться дальше.
Юг Франции и все его краски
В поисках новых тем для живописи и более дешевого быта Ван Гог переезжает на юг Франции, в город Арль. Здесь он мечтает создать новое братство художников, «Мастерские Юга». Особые надежды он возлагал на Гогена. Брат Тео помог Винсенту деньгами, и тот начал работать как одержимый. Действительно, Юг открыл ему глаза на многое – Ван Гог изменил свою манеру совершенно. Вместо туманно-мерцающего, дрожащего импрессионизма мы видим яростный, страстный экспрессионизм. Краски кричат и разговаривают, врываются в поле нашего зрения, пробуждая тревогу или радость, чувство опасности или восторга. Вот самые известные картины этой поры:
- «Ночное кафе», 1888 – очень тревожный колорит. Бутылочный оттенок зеленого символизирует безысходность, зависимость пропойц от своего зелья. Желтый у Ван Гога – всегда цвет тревоги, страха. И все вокруг дрожит и мерцает, словно зритель тоже перебрал с горячительными напитками;
- «Звездная ночь над Роной», 1888 – картину художник закончил в Арле. Кажется, что перед нами сама тайна. Цвет воды вторит цвету вселенского неба – бесконечного, мерцающего звездами и фонарями;
- «Ночная терраса кафе», 1888 – двойственные ощущения вызывает это полотно. Кто-то видит в нем уют ночного кафе, но большинство сходится в том, что общее настроение картины тревожное, беспокоящее.
Безумие и смерть
Некоторые исследователи жизни художника уверены, что почти всю свою жизнь он был безумным – то немного, то вполне. Однако есть и те, кто категорически не согласен с такой точкой зрения. Да, Ван Гог постоянно страдает от бедности, неустроенности, одиночества. Страдает и от собственного категоричного, тяжелого характера. Но у кого из проклятых поэтов и художников характер был легкий? В истории с Гогеном и отрезанным ухом до сих пор не все понятно. Серьезные биографы предполагают, что Ван Гог себе уха не отрезал, это сделал Гоген в пылу драки, а Винсент из благородства, не желая неприятностей для друга, взял вину на себя. Если вы знаете, каким чудовищным эгоистом был Гоген, вы легко поверите в эту версию.
Так же туманна и история с самоубийством. До сих пор все признавали, что после лечения в клинике для душевнобольных Ван Гог, чувствуя очередное приближение приступа, не выдержал и покончил с собой выстрелом из ружья. Однако совсем недавно всплыли иные факты. Современные криминалисты Найфе и Уайт-Смит, исследовав характер ран художника, пришли к выводу, что такой выстрел мог быть сделан только с расстояния, это не самоубийство. И действительно, перед самой смертью один из местных жителей вспоминал, как на охоте сделал случайный выстрел ровно в то время, когда в лесу прогуливался художник. Видимо, он был далеко не так безумен, как многие думают. И в последние годы жизни Винсент ван Гог создал такие известные картины:
- «Подсолнухи», 1889 – произведение, которое кто-то сочтет свидетельством безумия его автора. Слишком насыщенный, вопящий желтый, диковатые, в разные стороны торчащие цветы. Но мы смотрим на нее другими глазами – это концентрация солнечного цвета и мужества, готовности гореть. Сегодня эти подсолнухи невероятно популярны и узнаваемы;
- «Ирисы», 1889 – легкое, жизнерадостное полотно. Художник словно чувствует ритм, пульс природы, силу цветущей жизни. А ведь писал он свои ирисы в психиатрической лечебнице;
- «Цветущие ветки миндаля», 1890 – последний год жизни. Мы не видим резких контрастов, никакого тревожного, шизоидного желтого. Перед нами лазурное чистое небо и нежнейшие цветы миндаля, как символ надежды, радости свежей, только что обретенной жизни. Это полотно Винсент посвятил своему новорожденному племяннику.