Автор самой дорогой картины “Без названия”, которая была продана в 2017 году, более чем за 100 миллионов долларов, глоток свежего воздуха в изобразительном искусстве XX века – Жан-Мишель Баския сумел оставить след в сердце каждого, кто был знаком с ним и его творчеством. За свою короткую карьеру художник перевернул представления о стрит-арте и стал иконой неоэкспрессионизма. Как ему это удалось, кто его вдохновлял и почему он так рано ушёл из жизни? Обо всём расскажем в статье.
Детство и начало творческого пути
Жан-Мишель Баския родился в Бруклине 22 декабря 1960 года. Благодаря культурным различиям своих родителей, Мишель Баския с раннего возраста (11 лет) говорил на трёх языках, увлекался историей и мифологией. Мать привила юному интеллектуалу страсть к живописи: с детства она водила его по нью-йоркским музеям и выставкам.
“Анатомия Грея”
В восемь лет Жан-Мишель попал под машину, играя в парке. Травмы оказались очень серьезными, и лечение затянулось на месяц. Мать Баския, Матильда, принесла сыну книгу “Анатомия Грея”. Женщина рассчитывала, что ребёнок с помощью книги поймёт, что с ним случилось. На самого Жана-Мишеля “Анатомия Грея” сильно повлияла, позже мы увидим это в его творчестве.
Начало творчества: стрит-арт
В 17 лет будущий великий художник занялся стрит-артом: рисовал граффити на уличных стенах Манхеттона. Отличительной особенностью их граффити была корона. Больше всего на свете Баския мечтал прославиться и стать настоящим королём живописи. Будущий великий художник подписывал работы “SAMO” или “SAMO shit”. Закончив проект, Баския подписал: “SAMO IS DEAD” (англ. SAMO мёртв).
Музыка
В 1979 году Баския ушёл из дома и с друзьями создал музыкальную группу “Gray” (в честь Генри Грея – автора учебника “Анатомия Грея”). Музыка не ушла из жизни Жана-Мишеля даже после того, как его группа распалась. Друзья вспоминают, что Баския частенько намеревался бросить живопись, улететь на Гавайи и выступать там в местных пабах.
Становление известности
В 1980 Жан-Мишель Баския принял участие в нью-йоркской выставке под названием “The Times Square Show”. Знаменитый арт-критик XX века Рене Ричард написал статью, которая называлась The Radiant Child (англ. Радиантный ребёнок). Эта статья положила начало международной популярности Баския.
Знакомство с гением
В 1982 году Жан-Мишель познакомился с поп-арт художником Энди Уорхолом, который оказал огромное влияние как на творческий потенциал молодого художника, так и на его социальный статус. Уорхол имел статус и уважение в обществе, Баския не имел ничего. Тем не менее, художники стали близкими друзьями и создали множество шедевров, самым знаменитым из которых является, пожалуй “Безымянный”, написанный в 1984 году. Поистине гениальным художникам удавалось соединить канонную технику Энди и беспорядочный стиль Жана-Мишеля.
Творчество
С 1982 года живописец начал регулярно выставлять свои работы, но в большинстве своём они не были приняты общественностью. Дело в том, что Жан-Мишель писал в стиле “андеграунд”, его картины не соответствовали стандартам шедевра. Однако все уважали Баския. Он был первым художником в мире, которому удалось из стрит-арта “вырасти” в собственные выставки в огромных залах.
Периоды творчества
Исходя из тематик картин, всё творчество Баския критики делят на 3 периода:
1. Ранний: 1980-1982 гг
Картины этого периода написаны преимущественно на анатомические темы (второй референс в жизни художника к книге “Анатомия Грея”). Он изображает скелеты, части тела (чаще всего головы). Наиболее известные картины этого периода:
- “Голова”
- “Знаменитые негритянские атлеты”
- “Ла Хара”
- “Башка”
- “Две головы”
2. Средний: конец 1982-1985 гг
В этот период заметно существенное влияние Энди Уорхола на творчество Баския. Кроме того, художник начинает писать портреты, окружающий его мир. Средний период – самый продуктивный в творчестве художника. Он по праву может зваться золотым периодом творчества мастера кисти. Культовые картины среднего периода:
- “Затуманенные головы”
- “Духовики”
- “Без названия” – совместно с Уорхолом
- “Вино Вавилона”
- “Автопортрет”
- “Логотип”
- “Гибкий”
- “Земля”
3. Поздний: 1986-1988 гг
В эти годы живописец уходит в себя в связи со смертью лучшего друга – Энди Уорхола. Баския принимает огромное количество наркотиков, в том числе и тяжелых. В произведениях чётко прослеживается мотив смерти. Наиболее известные работы заключительного этапа:
- “Отпугнуть духов”
- “Могильная плита”
- “Белый, чёрный”
- “Динго, заткнувшие мозги жвачкой”
- “Верхом на смерти”
Личная жизнь
Жан-Мишель Баския никогда не интересовался ничем всерьез, кроме искусства. Богатство вскружило художнику голову: он не видя меры тратил деньги на дорогое вино и деликатесы, брендовые вещи и наркотики.
У него было семьи, и он не хотел её заводить. Искусство заменяло ему всё.
Интересно, что Баския носил только костюмы Армани (даже когда писал картины, а делал он это крайне неаккуратно).
Конец жизни
После смерти Уорхола Жан-Мишель стал очень часто употреблять наркотики. По его словам, он тратил около сотни пакетиков кокаина в день. За несколько недель до смерти Жан-Мишель ушёл в завязку. Его нашли мёртвым от передозировки героином 12 августа 1988 года в 27 лет.
Биографический фильм
17 января 2019 года состоялась премьера фильма “Баския: Взрыв реальности”. Фильм описывает становление великого стрит-арт художника Жана-Мишеля Баския. Режиссёр картины – Сара Драйвер, жена Джима Джармуша. Фильм захватывает реальностью изображения Нью-Йорка в 70-ых, когда кругом царил хаос.
Мы уважаем и ценим художника, когда он приобрел популярность. Восхищаемся его картинами и покупаем их за огромные деньги. Но уважал ли кто-нибудь Баския, было ли кому-нибудь до него дело, когда он спал на улице и скверно питался?
Смотрите также: