Франсуа Буше: не только пасторальный живописец

Творчество французского художника Франсуа Буше — жемчужина французской живописи 18 века. Стиль рококо достиг вершины развития в его картинах, рисунках, эскизах для фарфоровых безделушек. В его жизни было все: популярность в великосветской среде, баснословные гонорары и — на закате карьеры— язвительная критика, клеймо салонного живописца.

Семья художника. Начало обучения

Буше родился в 1703 году. Его отец, Никола Буше, создавал эскизы для ткацких мануфактур, рисовал эскизы для гобеленов. Со временем он сменил сферу деятельности: стал торговать изысканными вещицами для интерьера и предметами искусства. Большого состояния это не принесло, но позволило наладить связи в художественной среде. С помощью отца Франсуа, обладающий способностями к рисованию, поступил на обучение к Лемуану, авторитетному педагогу и живописцу.

В 1723 году Буше присудили главный приз Королевской живописи и скульптуры за полотно под названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». По правилам Академии Буше должен был отправиться в Рим и там продолжить свое образование за государственный счет. На деле ему потребовалось 5 лет усердного труда, чтобы собрать деньги на поездку. В Италию он попал в 1728 году.

Нельзя считать эти годы напрасно потраченными. За это время Буше стал высококлассным гравером, иллюстратором. В течение пяти лет он гравировал работы Антуана Ватто, что повлияло на его творческую манеру. Упорная работа над гравюрами помогла освоить тонкости стиля рококо, стать художником-профессионалом.

Первые успехи

Спустя несколько лет после возвращения из Италии, в 1734 году, Франсуа Буше выставляет картину под названием «Ринальдо и Армида». Полотно принесло ему безоговорочный успех, он вошел в круг живописцев, работающих для королевского двора. В 1735 году художник получает первые заказы на оформление версальских апартаментов. Для короля им были написаны картины «Охота на крокодила», «Охота на тигра».

После этого начинается эпоха триумфа Буше при дворе.

Автопортрет 1720г.Зрелые годы. Успехи в придворной карьере

Начиная с 1745 года Буше нарасхват. Знатные дамы требуют оформить гостиные и будуары по последней моде, королевский двор дает постоянные заказы на декор парадных залов, оформление театральных представлений, праздников.

В 1748 году он приступает к работе на Королевской мануфактуре гобеленов, создает эскизы для декоративной керамики. Буше был любимым художником маркизы де Помпадур, этим объясняется его блестящая придворная карьера. По протекции всесильной патронессы художник становится сначала директором гобеленовой мануфактуры, а затем берет в свои руки управление фабрикой фарфора в Севре. По его рисункам созданы бесчисленные сервизы, фарфоровые статуэтки, которые стали символом стиля рококо.

Критики Буше

Со временем влияние маркизы де Помпадур на короля уменьшилось, ей на смену пришли другие фаворитки, которым Буше был неинтересен. Его значение при дворе постепенно уменьшилось, заказы сократились. Для просветителей художник был удобной мишенью: они обвиняли его картины в скабрезности, ходульности, манерности. Чего стоит высказывание Дидро о том, что господин Буше обращается к мифологическим сюжетам только для того, чтобы изображать нагих героинь!

В конце жизни живописец оказался меж двух огней: передовое французское общество категорически не принимало стиль рококо и художника Буше, как его главного выразителя и идеолога. Со другой стороны, придворной знати требовалось нечто более смелое и пикантное, чем относительно скромные картины нашего героя.

Несостоявшийся переезд в Россию. Смерть художника

В 1765 году художника отстраняют от работы на Севрской мануфактуре. Положение его настолько ухудшилось, что он решает просить покровительства у русского императорского двора и просит скульптора Фальконе похлопотать о нем перед Екатериной II. Но, к сожалению, этот проект остался неосуществленным. Смерть в 1770 году помешала смелым планам.

Творчество Буше: сторонники и противники

На первый взгляд, пасторальные сюжеты или парадные полотна на мифологические темы, которые преобладают в творческом наследии Буше, вряд ли достойны резких нападок. Он писал то, что пользовалось спросом, недаром многие свои картины Буше многократно копировал по просьбам заказчиков («Лежащая одалиска»). Работы художника идеально подходили для интерьеров стиля рококо с его плавными линиями, цветочными гирляндами, приглушенными розово-голубыми тонами.

Обвинять его в том, что он старался угадать вкусы платежеспособной публики, угодить ей? Это все же не очень справедливо.

Буше можно предъявить более серьезные обвинения, которые относятся к качеству живописи.

Наш герой, наряду с Антуаном Ватто и Жаном-Оноре Фрагонаром, относится к самым заметным фигурам французского рококо. Если картины Ватто драматичны, полны легкой меланхолической грусти и, вместе с тем, глубоко раскрывают внутренний мир героев, то произведения Франсуа Буше декоративны, и более ничего. Они годятся для украшения парадного интерьера, но бессюжетны: движения нет даже в динамических многофигурных полотнах, наподобие картины 1754 года «Марс и Венера, застигнутые Вулканом».

Со временем Буше нарабатывает композиционные клише, заметные даже в пределе одной картины: повторяются позы, выражения лиц, компоновка и расстановка фигур. Нежная персиково-розовая цветовая гамма становится более грубой, бесконечные драпировки, обилие обнаженных тел раздражает зрителя. Так что отчасти нападки просветителей можно понять, в чем-то согласиться с ними.

Осенняя пасторальОчарование пасторалей

И все же не стоит слишком резко судить о произведениях художника. Его творчество неспособно, конечно, раскрыть серьезные жизненные проблемы, но и целей таких он перед собой не ставит. Его творения радуют глаз, а это не так уж и мало.

Его работоспособность поражает: за время жизни было создано несколько тысяч больших картин и зарисовок, многочисленные эскизы для гобеленов, фарфора, театральных декораций.

Авторитет Буше-рисовальщика необычайно высок: еще при его жизни знатоки платили огромные суммы даже за небольшие рисунки, не говоря о больших картинах.

Не так много в его творческом наследии портретов, исключая портреты мадам де Помпадур. Впрочем, она оказалась неблагодарной моделью: утверждала, что на картинах на себя не похожа.

Пейзажи Буше — образцы классических ландшафтных полотен в итальянском стиле. Там есть все расхожие жанровые штампы: полуразрушенные мельницы и хижины, пастушки или прачки, играющие ребятишки. Большинство пейзажей исполнены в сумеречной цветовой гамме, пронизаны легкой грустью.

Творчество Буше, как и все искусство рококо, не требует от зрителя сопереживания, сострадания героям, напряжения душевных сил. Художник предлагает полюбоваться красотой окружающего мира, может быть, даже погрустить о скоротечности жизни, ее печальном конце. Что же, это вполне достойная цель для человека искусства.

Картины Франсуа Буше.

Картины на мифологическую тему:

  • Венера в кузнице Вулкана (1769);
  • Гении искусств (1761);
  • Туалет Венеры (1751);
  • Триумф богини Венеры (1743).

Пейзажи:

  • Пейзаж в окрестностях Бовэ (1745);
  • Мельница в Шарантоне (1750).

Пасторали:

  • Ловцы птиц (1748);
  • Фонтан любви (1748).

Жанровые картины:

  • Утренний кофе (1739);
  • Женщина, поправляющая подвязку (1742).
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector