Эдгар Дега – живописец мгновений

Автопортрет 1854—1855 г.Эдгар Дега – французский художник XIX – начала XX века, работы которого благодаря оригинальности и уникальности позволяют отнести живописца к импрессионистам, хотя и не совсем классическим. Биография художника – наглядный путь становления мастера.

Происхождение

Родился 19 июля 1834 года в обеспеченной семье в Париже, глава которой Огюст де Га был управляющим крупного успешного банка. На Эдгара как старшего сына (в семье было пять детей) возлагались надежды, связанные с продолжением его будущей деятельности в деловой сфере. Но с ранних лет Эдгар тяготел к рисованию, к точным наукам способностей не проявил. В 13-летнем возрасте потерял мать и некоторое время по желанию отца изучал юриспруденцию. Видя отсутствие успехов сына на этом поприще, отец не стал препятствовать его занятиям живописью – зажиточность семьи позволяла Эдгару не думать о материальном обеспечении.

Позже, в горячие юные годы, потомственную аристократическую фамилию де Га Эдгар сменил на простую и народную Дега.

Учителя

В 1854 году Эдгар стал учеником Луи Ламота (1822-1869), которого искусствоведы характеризуют как приверженца художественных традиций христианского благочестия. Сам учитель когда-то был учеником именитого и чрезвычайно авторитетного в европейском искусстве Энгра (1780 – 1867), с которым Эдгару посчастливилось встретиться и даже пообщаться. Можно сказать, Энгр в этих коротких встречах преподал молодому художнику важнейшие уроки, кратко и ёмко сформулировав профессиональные советы. И Энгр, и Ламот в качестве основополагающих ориентиров в художественном искусстве считали ясную форму, выразительную линию и чёткий контур. Старый мастер Энгр, заострив внимание Эдгара на линии, сформировал его пристрастие к ней на всю жизнь.

Поездки и кумиры

Посещая парижский Лувр, итальянские музеи, Дега изучал шедевры великих мастеров, в том числе Итальянского Возрождения. Одухотворённость полотен Веронезе и Мантеньи особенно его поражает. Их красочная живопись, а также работы Беллини, Джотто побуждают молодого Дега внимательно исследовать работы мастеров и смелее пробовать свою кисть, искать собственную манеру письма. В период исканий он по-разному пишет портреты своих родственников, посторонних людей разных социальных групп: то скупо, сдержанно и степенно, то резко, правдиво и реалистично.

АвтопортретСобственная мастерская и стремление в Салон

В начале 1860 года Эдгар Дега уже имеет свою мастерскую в Париже. Цель молодого художника – выставляться в Салоне, самой престижной французской выставке. Считая историческую тему самой подходящей для этого, молодой Дега картины пишет всё же недостаточно колоритные, с неловкими угловатыми фигурами людей, на непримечательном фоне и в целом исторически неточные. Но среди череды подобных работ некоторые, как «Семирамида, строящая Вавилон», представляют собой захватывающие и оригинальные произведения. В целом, эта тема, наверное, оказалась не его. Поиски продолжались.

Портретная революция

Дега пишет портреты, но не на продажу – набирается опыта, оттачивая мастерство на многочисленных родственниках. Причём поиски художника завели его в рамки принципиально новой эстетики: в противовес официальному салонному портрету фигуры портретируемых на картинах Дега не позируют, они непринуждённы и непосредственны. Формируется собственное оригинальное видение, характерное только для Дега. Первой работой, шокировавшей академическую живопись, стал «Портрет семьи Беллини» (1859), перечеркнувший официальную и выверенную постановку. Это было свежо и смело.

Знакомство с импрессионистами

В 1861 году Дега познакомился и сблизился с одним из основоположников зарождающегося тогда импрессионизма Эдуардом Мане (1832-1883), через которого Эдгар узнал других молодых художников, ставших позже центральными фигурами этого направления в искусстве. В художественных кругах благовоспитанный, учтивый, обаятельный Дега пользовался уважением, а нечастые резкие выпады только поддерживали интерес к нему как к индивидуальности. Личностные качества находили отражение в работах Дега: прекрасный рисунок, точное изображение, обдуманная линия и совершенно непредсказуемый, порой немыслимый ракурс.

Неклассический импрессионист

Термин «Импрессионизм» возник только в 1874 году после нашумевшей парижской выставки. Толчком стала картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (impression с фр. – впечатление). Но принципы направления формировались с 60-х годов XIX века, сторонники в эти годы уже группировались в кружки.

Дега не был типичным импрессионистом, в отличие от них он:

  • предпочитал закрытые пространства (хореографический класс, театр, кафе) и студийную работу,
  • не писал пейзажей, его излюбленными темами были балерины, прачки и скачки,
  • ставил превыше всего чёткий рисунок главного на картине, ничего не высветляя искусственно для придания ощущения праздничности,
  • не избегал чёрного цвета, его в работах предостаточно.

Но непринятием академизма и классицизма, а более всего своей удивительной и оригинальной передачей «впечатления» от увиденного, часто совершенно обыденного, Эдгар Дега безусловно импрессионист. Ощущение жеста и динамики – его конёк: неожиданные и даже неудобные для глаза «кадры», асимметрия объектов, персонажи, не подозревающие о художнике. К примеру, «Оркестр оперы» (1870): музыканты к зрителю спиной и в профиль, головы балерин на сцене просто «не поместились», основной цвет картины чёрный. Или «Звезда балета» (1876-1878), где прорисована только главная героиня, остальные частично видны из-за кулис и весьма расплывчато. Конечно, художник не импровизирует, композиции в его произведениях продуманы до мелочей. Впрочем, самому Эдгару Дега не нравилось стремление общества непременно причислить любого художника к определённому направлению в искусстве, с возрастом он старался соблюдать дистанцию от всех – был ярким и своеобразным индивидуалистом.

Война и начало болезни

В 1870-1871 годах военный конфликт между Францией и Пруссией привёл к осаде Парижа. Армия нуждалась в солдатах и Дега добровольно пошёл служить. Служба в пехоте выявила проблемы со зрением – правый глаз потерял былую зоркость. Последовал перевод в артиллерию, а вскоре был заключен мирный договор между государствами.

Выявившиеся проблемы со зрением – это начало необратимого процесса отслоения сетчатки обоих глаз, который с годами сделает художника слепым и беспомощным. Позже, познакомившись у родственников по материнской линии в США со своей слепой кузиной, Эдгар будет чувствовать к ней особую нежность – возможно, предчувствуя свою печальную участь, вдвойне трагичную для него как художника.

Активные семидесятые

После войны заехав ненадолго в Лондон, Эдгар побывал в Америке у родни. По возвращении в 1873 году в Париж он попал в цейтнот горестных событий и материальных трудностей: не стало отца и возникли серьёзные семейные долговые обязательства, происхождение которых точно не известно. Эдгар был вынужден прибегнуть к продаже дома и отцовской ценной коллекции картин. Впервые возникла мысль, что собственные произведения надо продавать. С 1874 года Дега стал активным участником выставок своих товарищей импрессионистов. Чтобы выйти из финансового кризиса, ему потребовалось несколько лет напряжённо трудиться и в начале 1880-х Дега уже имеет значительный вес в мире искусства. Позже он совсем прекратил участвовать в выставках, обзавёлся торговыми агентами и продавал свои работы – произведения Дега стоили очень дорого.

Особенности характера и личная жизнь

По воспоминаниям современников Эдгар как выходец из интеллигентной семьи и сын делового, уважаемого в обществе человека, коллекционирующего картины старых мастеров, в основном был сдержанным человеком. Но ровное настроение иногда прерывалось вспышками гнева, когда он прямо и без обиняков высказывал своё недовольство. В домашней обстановке или с близкими друзьями он мог вовсе подолгу ворчать и брюзжать. С присущей ему эксцентричностью на дружеских посиделках проявлял явные актёрские способности. В быту прямолинейно оригинальничал – в центре его мастерской стояла ванна.

С возрастом характер, как и у большинства людей, портился. Остроумие сменялось мрачностью, усугубляющейся одиночеством и надвигающейся слепотой. Если Дега не был расположен к общению с посетителем, мог не открыть дверь.

У художника Дега сотни картин с изображением представительниц женского пола, но никаких воспоминаний и свидетельств относительно сердечной и физической близости художника с какой-либо дамой нет. Возможно, это связано с особенностями организма или с заболеванием.

Профессиональные предпочтения

По мере роста Дега как живописца всё чаще средством создания прекрасных картин становится пастель. К тому же расцвет творчества мастера пришёлся на начало второй жизни некогда забытой техники. Она обладает ценными преимуществами: даёт свежие, вибрирующие и светящиеся тона, чистый цвет, бархатистую фактуру, позволяет быстро писать. Дега в работе применял собственные инженерные находки: менял красящий состав, воздействовал на отдельные участки картины паром для лучшей растушёвки. Именно благодаря технике пастели Дега подарил искусству совершенные по сочности, мерцанию и колориту произведения, настоящие завоевания живописи.

Самые выдающиеся картины Дега

Среди сотен прекрасных, завораживающих и оригинальных картин Эдгара Дега трудно выделить и перечислить какое-то небольшое количество, ведь у каждого зрителя свои предпочтения.

Но всё же некоторые работы особо останавливают на себе взгляд любителей и ценителей искусства – так мастерски великим художником более ста лет назад остановлено мгновение:

  • «Голубые танцовщицы» (1897),
  • «Абсент» (1876),
  • «Балет из оперной ложи» (1884),
  • «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (1879),
  • «Звезда балета» (1876-1877)

и многие другие, полюбоваться которыми можно в самых именитых музеях по всему миру.

Последние годы

По мере ухудшения зрения Дега всё чаще лепил из воска и глины – чуткие пальцы мастера были его вторыми глазами. Восковые фигурки танцовщиц и лошадей продлили творческую жизнь художника и обогатили её.

Последние 10 лет жизни Дега уже не писал, иногда углём делал наброски. Жил безбедно, но совершенно один – уже не было многих его друзей, а оставшиеся навещали редко.

Эдгара Дега не стало 27 сентября 1917 года. Великому мастеру и просто любителю рисовать было 83 года.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector