«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега – живописная ода балету

Шедевры мирового искусства

«Голубые танцовщицы» — картина французского живописца Эдгара Дега, замечательного импрессиониста и незаурядного мастера с индивидуальным художественным почерком. Выполнена пастелью на специальной фактурной бумаге размером 65х65 см. Экспонат Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва). Год создания – 1897.

Автор

Эдгар Дега (1834-1917) – уроженец Парижа, аристократ по происхождению из большой зажиточной семьи. Отец обеспеченного семейства с пятью детьми был управляющим крупным банком и рассчитывал на старшего сына Эдгара как на делового преемника. Но того влекла только живопись. Усердная учёба и незаурядные способности в совокупности с природным перфекционизмом сделали из внимательного и наблюдательного рисовальщика, не лишённого профессиональной смелости, настоящего мастера чистых форм и мелодичных линий.

Живая фигура, замри

В годы учёбы Эдгару посчастливилось встретиться с именитым Энгром, наивысшим авторитетом в европейских художественных кругах. Мастер, ознакомившись с работами молодого художника, дал ему ценнейший совет, который впоследствии помог сформировать художнику свой собственный почерк: линия решает всё. Чёткость и точность контуров, ясность и выразительность рисунка по-настоящему волновали Эдгара Дега, ведь только правильно проведённая линия способна правдоподобно передать жест и отчётливо воспроизвести движение. Ему были интересны необычные ракурсы и странные, порой неудобные позы – замысловатые изгибы тел, рук и ног моделей разжигали в азартном Дега горячее профессиональное желание остановить мгновение и запечатлеть эти мимолётные, говорящие и звучащие жесты, «ухватить движение».

Танцовщицы Дега

Сценки, где главные героини балерины, на выступлениях и репетициях, на отдыхе и у станка, особо любимы художником с молодых лет. Творчество Дега тесно связано с тематикой балета – казалось бы, не в новинку, писали и другие. Но Дега делал это совершенно по-новому: не выстраивая композиции геометрически, не стараясь выставить фигуры как на показ. Его цель не конкретная известная и всеми любимая прима, а балетное искусство как удивительный результат изнурительного труда хрупких и нежных созданий. Картины Дега вообще – это не выверенные открытки, а скользящий взгляд со стороны, как-бы невзначай.  К изображениям балерин художник применял тот же излюбленный приём. Из-за этого пристрастия к теме его даже называли «живописцем танцовщиц», но это совершенно не имело эротической подоплёки. Балерины были лишь источником вдохновения и неисчерпаемым материалом, богатым на всевозможные причудливые жесты и движения в окружении нежнейших тканей.

Эдгар Дега и танцовщицы в голубом

Картину «Голубые танцовщицы» художник начал рисовать, когда стали проявляться первые признаки болезни – у него начала отслаиваться сетчатка обоих глаз. Ему приходилось избегать солнечного света, зрение падало. И он торопился, предчувствуя страшные последствия: через несколько лет ему будет доступна лишь лепка из воска, по наитию и на ощупь, писать художник уже не сможет.

Эдгар Дега голубых танцовщиц писал с юных балерин и учениц хореографических классов, которые приходили в мастерскую художника позировать. Сделана сотня этюдов, которые затем перетасовываются в разных вариантах, композиции кропотливо и мучительно обдумываются, рассчитываются. Наконец, рождается эскиз идеального строения, ювелирно точный и математически выверенный – вожделенный эффект случайности достигнут.

Описание картины «Голубые танцовщицы»

Кружение четырёх служительниц Терпсихоры, грациозных и очаровательных балерин, как кадр фотоплёнки. Причём воображаемый фотограф снимает с близкого расстояния и как-бы не успевает вовремя среагировать – головы двух моделей оказываются немного обрезанными. У каждой аккуратная причёска, обнажённые плечи, пышная невесомая юбка, именуемая пачкой. Все девушки изображены в разных положениях, но так близко друг к другу, что создаётся впечатление плавного перетекания поз, гармоничного и динамичного движения.

Интересны версии относительно героинь картины:

  • Возникает мысль, что это не четыре разных девушки, а одна, но в разные моменты танца или перед выходом на сцену, в последние мгновения осматривающая свой наряд и пуанты;
  • Возможно, картина нарисована с фотографии (такой опыт у Дега есть) – в мастерской обнаружены негативы;
  • Девушки за минуту перед выходом к зрителям – их встречает знаменитая Парижская опера. Воображение зрителя мгновенно оживляет динамичную композицию: одна танцовщица, придерживаясь за декорации, осматривает себя сзади, другая поправляет ленты на пуантах, две балерины приводят в порядок оборки на открытых плечах.

Внимательный зритель и почитатель таланта Дега может придумать и свою версию. Но завораживающей силой на картине обладают не только линии рук, изгибы плеч и наклоны хорошеньких головок. Кроме балерин главным героем картины является невероятный голубой цвет.

Мерцательный эффект пастели Дега

Творчество Эдгара Дега пришлось как раз на период второй жизни пастели как инструмента живописи после долгого забвения. Многие художники ценили её за свежие и чистые тона, вибрирующее сияние цвета и возможность работать достаточно быстро. С годами Дега стал недостижимым мастером во владении пастелью, подходя к процессу с выдумкой – добавляя особенные ингредиенты, разводя пастель горячей водой, обрабатывая рисунок паром. Эти почти инженерные решения наряду с техникой смелых, но неплотных штрихов позволили Дега добиться главной своей цели – свечения и пульсации красок, передачи ритма и звука. А также устойчивости красочного слоя к осыпанию, что невероятно важно – благодаря уникальным находкам мастера сегодня мы можем любоваться его пастелями буквально в первозданном виде.

Картина «Голубые танцовщицы» на вершине цикла о балете

Искусствоведы считают картину венцом обширного балетного цикла Дега, насчитывающего около полутора тысяч работ. Сам художник к себе был излишне требовательным и крайне несправедливым – не видел в собственном творчестве вдохновения и не признавал темперамента. Но даже одна эта картина прекрасно демонстрирует редкий талант мастера, который сам считал главным для художника оставить в законченной работе некоторую недосказанность, тайну. Чтобы зритель мог «споткнуться» о картину, задержаться, вглядываясь в неё, пофантазировать и поразмышлять, ведь от однозначности становится просто скучно.

Достояние России и потомков

Закончив «Голубых танцовщиц», Дега по обычной практике передал её арт-дилеру импрессионистов Полю Дюран-Рюэлю. У него и приобрёл картину московский коллекционер произведений искусства, благотворитель и купец С.И. Щукин. Увидев картину, он испытал тот самый «психологический шок», о котором говорил своей дочери, когда объяснял ей, как понять, приобретать ли художественное произведение. Цена была колоссальная – 60 тысяч франков – месячная зарплата почти шестисот рабочих. Но впечатление от картины перевесило.

После революции галерея Щукина была национализирована и послужила основой для коллекций Эрмитажа и ГММИ им. А.С. Пушкина в Москве. До своей эмиграции в 1918 году бывший хозяин какое-то время был в музее хранителем, водил экскурсии – не хотел расставаться с великолепной коллекцией. От прекрасного трудно оторваться. Но прошли года, века, сменяются эпохи, очаровательные и загадочные танцовщицы всё кружатся, словно лёгкие васильковые лепестки, подхваченные ветром, и ошеломляют и завораживают уже своих далёких-далёких потомков.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector