Картина «Дама в голубом» Константина Андреевича Сомова

Дама в голубом 1897—1900 г.

Константин Андреевич Сомов «Даму в голубом» написал в 1897-1900 годах. Этот портрет, выполненный маслом на квадратном холсте со стороной в 103 сантиметра, находится в Третьяковской Галерее в Москве. Разберемся, какой была судьба картины до ее попадания в главный художественный музей страны и как она появилась в целом.

История создания

Творчество Константина Сомова пронизано ретроспективой, любовью к прошлому. Несмотря на то, что он творил на стыке веков, он придерживался живописных традиций XVIII века. Более того, он даже “наряжал” в старинные наряды тех, кто заказывал у него картины. Так получилось и с его натурщицей, благодаря которой появилась «Дама в голубом». Девушку, изображенную на полотне, звали Елизавета Мартынова.

Сроки создания «Дамы в голубом» и натурщица

Елизавета Мартынова тоже занималась живописью. Они познакомились с портретистом во время учебы в Императорской Академии художеств, куда впервые в 1890 году поступили женщины. Сомов, которого подозревали в романтической симпатии к девушке, неоднократно писал ее портреты.

Но с «Дамой в голубом» все сложилось неоднозначно. Написание портрета заняло у художника три года. Сначала два года сам Сомов провел в отъезде, в Париже. Потом сама натурщица лечилась от тяжелой болезни легких — туберкулеза. Для этого ей пришлось сменить климат и временно уехать в Тироль.

Во время перерывов художник:

  • Делал наброски роскошного платья, в которое облачил натурщицу;
  • Работал над цветовой гаммой, экспериментировал с оттенками синего;
  • Зарисовывал небо во время пребывания во Франции;
  • Долго выбирал, что изобразить на заднем плане.

Из-за перенесенной натурщицей болезни, трагичного выражения лица и абсолютно погруженного в себя взгляда натурщицы советский живописец Игорь Эммануилович Грабарь называл эту картину “современной Джокондой”. Несколько иначе на нее реагировали другие критики и коллеги Константина Андреевича Сомова.

Реакция общественности и критиков

После обнародования портрета им заинтересовалась Третьяковская Галерея. Но сама натурщица, которая была близкой подругой художника, категорически противилась продаже полотна.

Она писала автору : “Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею!”

Однако у самого Константина Андреевича Сомова были другие планы. Уже через два года после того, как Елизавета Михайловна Мартынова обратилась к нему с этой просьбой, он продал портрет галерее. В ней он хранится с 1904 года, лишь иногда покидая стены здания из-за иностранных и иногородних выставок художника. Спустя год после заключения сделки с Галереей модель умерла.

Художники и критики восприняли полотно вполне доброжелательно. Художник Сергей Константинович Маковский писал, что от картины у него появляется “скорбное сознание своей одинокости в этом мире, слишком призрачном, чтобы верить ему до конца”. Это гнетущее впечатление доказывает, что Константин Андреевич отлично справился со своими целями.

Сюжет и художественные особенности

В центре полотна находится Елизавета Мартынова. На картине она обезличена и зовется дамой в голубом. Она наряжена в старомодное платье, которое могли бы носить почти пять десятков лет тому назад. Она выглядит болезненно и смотрит прямо на зрителя. При этом она держит в руках раскрытую книгу. Становится очевидно, что эта встреча взглядов для героини — просто момент, о котором она, погруженная в свою печаль, быстро забудет.

На фоне девушки находится пышный куст. А в правой части полотна виднеется сад в духе серебряного века, в котором находится три человека — одинокая фигура мужчины с тростью и влюбленная пара. В первой можно легко узнать самого художника.

Некоторые критики видят в этих образах на фоне глубокий смысл. Пару, человека с тростью и главную героиню разделяет канал. Они сидят на противоположном берегу рядом, играют на флейтах и полностью наслаждаются своей компанией. А те, кто находится на ближайшем к зрителю берегу, стоят порознь и даже не смотрят друга на друга. Это заставляет думать, что портрет Мартыновой — художественное выражение того, что чувства между ней и живописцем невозможны.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий