История дамы с Горностаем

Шедевры мирового искусства

Картина «Дама с горностаем» – уникальная, во многом новаторская портретная работа кисти великого Леонардо да Винчи (1452-1519). Сегодня его авторство доказано всего для двух десятков картин. Нередко знатоки и любители искусства отдают первенство именно этой «Даме…».

Автор

Если быть точнее, сохранилось до сегодняшнего зрителя лишь 19 картин мастера. Но имя Леонардо да Винчи известно каждому с детства. Дело в личности самого художника, его разносторонности, смелой изобретательности, поразительной для его времени. Леонардо – один из лучших представителей рода человеческого, когда-либо живших на земле.

Он первооткрыватель оптических и прочих физических явлений, изобретатель машин и механизмов, прообразов танка, велосипеда, вертолёта, дельтаплана, пулемёта и прочих. Именно в его светлую голову пришли идеи ножниц и парашюта, контактных линз, прожектора и спасательного жилета.

Он виртуозно играл на музыкальных инструментах, составлял географические карты, разбирался в ботанике, скрупулёзно погружался в анатомию (что немаловажно для художника).

Такими же смелыми были его нововведения в живописи: использование масляных красок, эффект сфумато (дымка), особые светотени, изображение фигур на фоне пейзажа. Модели на его портретах ожили – шедевр «Дама с горностаем» подтверждает гениальность да Винчи.

Предыстория картины и её героини

Перед зрителем Чечилия Галлерани (1473-1536), юная возлюбленная правителя Миланского герцогства из династии Сфорца. Лодовико (1452-1508) находился у власти в период 1480-1499 годы. Именно он в 1482 году пригласил на службу в Милан Леонардо да Винчи как инженера и архитектора. При дворе служил и отец Чечилии – Фацио Галлерани не принадлежал к знатному роду, но занимал не последнюю должность и был уважаемым человеком. Мать также из интеллигентной семьи, поэтому образованию детей (кроме Чечилии было 6 сыновей) уделялось много внимания. Родители устроили 10-летней дочери помолвку, которая через несколько лет была расторгнута – возможно, герцог уже оказывал знаки внимания юной красавице. Для её семьи было очень выгодно обзавестись таким высокопоставленным покровителем, в обществе такое положение не осуждалось. Лодовико искренне привязался к девушке, устроил её переселение к себе поближе, в свою резиденцию, даровал палаццо в Милане. Но жениться на простолюдинке не мог. В знак своей любви и уважения заказал именитому мастеру её портрет. В период, когда Чечилия уже носила ребёнка под сердцем, Леонардо работал над картиной, это 1489-1490 годы.

Описание портрета

Вглядимся в черты лица героини, её одежду, поворот головы, жест – перед зрителем Муза герцога, предмет страсти мужчины. И всё становится ясно – прошло более пятисот лет, а эта улыбчивая девушка настолько мила, что не даёт отвести взгляд по-прежнему. Нет, даже ещё сильнее, ведь примешивается исторический интерес зрителя к реально существовавшей женщине, которую писал сам Леонардо да Винчи. Так и хочется тронуть девушку за нежный подбородок и слегка повернуть хорошенькую головку, чтобы поймать добродушный и слегка лукавый взгляд.

Художник наделил образ минимальным количеством деталей – на первый план выходит свежесть и юность модели. Она в платье, сшитом по моде того времени, из мягких тканей сдержанных оттенков: доминируют приглушённые синий и красный, лиф и сложные рукава имеют тёмно-коричневую отделку. Неглубокий квадратный вырез платья скромно открывает грудь и двойную нитку чёрных бус на длинной стройной шее. Волосы зачёсаны, для сохранения гладкости причёски надет чепец, совершенно невидимый. Голову обхватывает скромная фероньерка, лишённая каких-либо украшений по центру лба.

Модель изображена по пояс – в руках девушки горностай, её тонкие трепетные пальцы осторожно придерживают доверчивого зверька.

Впечатление динамики

Совершенно живая, уж точно не застывшая фигура. Словно камера, о которой никому не известно, выхватила кадр из идущей своим чередом жизни. Кажется, что девушку окликнул кто-то или она оглянулась на звук – корпус повёрнут влево, лицо обращено в противоположную сторону. Но окликнувший, бесспорно, человек близкий или хорошо знакомый – никакой тревоги или настороженности во взгляде. Наоборот, в очаровательном облике только спокойствие и уверенность, которые добавляют в лестные характеристики девушки явную интеллектуальность. Усиливает впечатление динамичности поза зверька, разворотом головы она подобна положению его хозяйки. Оживляют изображение и руки девушки – напряжённые пальцы изогнуты, чтобы касаться пушистого друга только кончиками пальцев, не приминая меха. Передние лапы горностая напряжены, одна из них согнута.

Сигналы да Винчи через горностая

Символизм в художественных произведениях в средние века – непременный атрибут творчества, делающий произведения искусства настоящими ребусами. Многие из них до сих пор с интересом разгадываются.

Есть версии и относительно картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», и именно зверьку здесь выпадает главная роль:

  • Намекает на любовную связь девушки с герцогом – Лодовико Сфорца был рыцарем Ордена Горностая;
  • Фамилия девушки Галлерани и греческое название зверька (читается как «гале») имеют одно происхождение, т.е. однокоренные слова;
  • Белый горностай символизировал чистоту во всех смыслах и подчёркивал, что связь с герцогом вне брака, но по большой любви не позорит девушку;
  • Зверёк (зашифрованный герцог) прикрывает округлившийся живот женщины, как-бы защищая его и физически, и морально;
  • Добавляет к характеристикам фаворитки герцога решительность и особое владение женскими чарами, которые позволили ей длительное время иметь влияние на владетельного князя, «белого горностая», как его называли приближённые.

Современные исследования картины показали, что художник не сразу вручил в руки дамы животное, сомневался также насчёт размера горностая (по некоторым версиям, хорька) и цвета его меха (писал серого и меньшего).

Как сложилась судьба причастных к картине

В 1490 году герцог Лодовико женился на Беатриче д’Эсте, представительнице знатного рода, которой приходилось мучиться от ревности. Ведь Чечилия, родившая в мае 1491 года герцогу сына Чезаре, продолжала жить в палаццо. Чтобы окончательно расквитаться с этой историей, герцог в 1493 году выдал бывшую возлюбленную замуж. В браке она ещё четырежды стала матерью.

Беатриче, успев родить двух сыновей, в начале 1497 года умерла. Лодовико утешался с фаворитками – прежней Чечилией и новой Лукрецией, пока военные события с французами не привели к потере власти. Умер в заключении, во Франции в 1508 году. Чечилия занималась своим литературным салоном, очень популярным в просвещённых кругах. Овдовев, потеряв сына Чезаре и владения, конфискованные французами, около 1415 года нашла приют у сестры Беатриче, которую звали Изабелла. Умерла в 63 года, когда семья Сфорца снова были у власти.

Леонардо да Винчи покинул Милан с началом военных событий (около 1500 года).

Бесспорное авторство

Искусствоведы и историки вели немало споров относительно авторства. Несколько фактов доказывают, что картина «Дама с горностаем» принадлежит кисти великого да Винчи:

  • Знакомство художника с Чечилией Галлерани имеет документальное подтверждение,
  • Доподлинно известно, что живописец писал её портрет,
  • Цветовая гамма, светотени, новаторское решение художника запечатлеть лицо не в профиль, а в три четверти,
  • Следы пальцев мастера, аналогичные отпечаткам на других его работах,
  • Поражающая анатомическая точность, подтверждённая учёными, исследовавшими ценное произведение искусства.

Картина дважды детально изучалась – в 1955 и 1992 годах. Специалисты считают, что только Леонардо да Винчи мог писать модель, начиная с её скелета – такое складывается впечатление – лишь потом наделяя его плотью и облачая в одежды.

Но оригинал изменён

В результате исследований учёные пришли к выводу, что автор тёмного однообразного фона не да Винчи – чёрным он стал в период 1830-1870 гг. Скорее всего, изначально за фигурой героини была синяя стена с оконным проёмом. Кто и по какой причине внёс изменения, неизвестно – картина за века существования не раз реставрировалась. Это художественное решение, конечно, изменило восприятие картины великого мастера, который предпочитал дальний план детализировать прекрасными ландшафтами.

Тонкости и факты создания картины

Установлено, что художник использовал «картон». Это предварительный рисунок, испещрённый крошечными отверстиями. Через них с помощью просеивания угольной пыли на дерево, которое составляет основу картины, переносилось заготовленное изображение. Основа, в свою очередь, загрунтована тонким слоем, для подмалёвка использовался коричневый колер. Специалисты также пришли к однозначному выводу, что готовая картина имеет тот же размер, что и в начале работы над ней – неокрашенные участки дерева располагаются с четырёх сторон, обрезка не производилась.

Круговорот владельцев и стран

Столь длительная история существования картины «Дама с горностаем» имеет множество пробелов относительно своего местонахождения, особенно на ранних этапах. Около 1491 года картина из студии да Винчи перекочевала к Галлерани. В 1498 году Изабелла, будущая покровительница Чечилии, обратилась к той с просьбой передать ей картину с посыльным. Вероятно, чтобы любоваться и демонстрировать влиятельным гостям. На этом месте след теряется на три столетия. Возможно, спустя какое-то время картина была возвращена владелице.

В 1800 году, находясь в поездке по Италии, знаменитый портрет приобрёл Адам Ежи Чарторыйский, польский князь. В XIX веке, спасаясь от войн, «Дама с горностаем» путешествовала по Европе: из Польши отправилась в Дрезден, затем в Париж (туда уехали Чарторыйские).

В 1882 году картина вернулась в Краков. В 1939-м произведение искусства стало добычей нацистов и отправилось в Берлин. Через год владельцем шедевра стал генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк. По окончании войны палач был казнён, картина найдена, к счастью, в целости и сохранности. Сегодня «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, картина на доске размером 54х40 см из грецкого ореха, маслом, совсем небольшая и неброская, но притягательная, великая и бесценная с точки зрения искусства, культуры и истории, находится в Национальном музее города Краков (Польша).

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий