История и описание картины да Винчи “Мадонна Литта”

Шедевры мирового искусства

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» является одной из самых узнаваемых работ художника. На ней изображена Богоматерь, кормящая грудью своего Божественного младенца. История этой картины, как и многих других полотен да Винчи, была долгое время окутана тайнами и вызывала споры об авторстве.

История создания картины

Картина была написана приблизительно в 1490—1491 г., точный период её создания неизвестен. Вероятнее всего, «Мадонна Литта» Леонардо была написана в период проживания художника в Милане. Есть также предположения, что да Винчи писал картину, находясь в Риме.

Первое название работы – «Мадонна с младенцем», однако позже её переименовали в «Мадонну Литту» в честь семьи итальянских владельцев по фамилии Литта, у которых полотно хранилось на протяжении почти всего XIX века.

В 1864 году герцог Литта отправил письму императору Российской империи, Александру III, о намерении продать четыре картины, среди них была и «Мадонна с младенцем» да Винчи.

Гедеонов, директор Эрмитажа, привез из Италии этот шедевр мировой живописи. В самой Европе к этой новости отнеслись весьма болезненно, ведь картину отправили в такую далекую страну – Россию… А вот эскиз лица Богоматери остался в Европе, и сегодня он находится в Лувре (Франция).

Стоит отметить, что такой библейский сюжет, как Богоматерь с младенцем на руках, Леонардо изображал очень часто. Его биографы связывают это с тем, что он сам с трех лет был разлучен со своей матерью-крестьянкой. Отец художника был знатного происхождения и изъявил желание растить сына сам, забрав ребенка у его родной матери. Возможно, из-за этого травмирующего факта биографии для да Винчи образ матери всегда являлся сакральным, непостижимым и бесконечно любящим.

Из-за некоторых отличных друг от друга художественных особенностей картины среди искусствоведов распространено мнение, что автором «Мадонны» является вовсе не Леонардо да Винчи, а один из его учеников. При этом не вызывает сомнений то, что лицо Богоматери нарисовал сам Леонардо. А вот отдельные детали вызвали сомнения. Например, одежда Мадонны изображена будто бы не до конца и даже немного грубо, что не было характерно для живописи той эпохи. Ведь тогда художники прорисовали каждую досконально складочку.

Иного мнения придерживаются другие исследователи. Они считают, что такое разнообразие художественных приёмов допущено автором умышленно: одни детали он стремился подчеркнуть, а другим умышленно придавал косвенное значение и указал на их второстепенность.

Описание “Мадонны Литты”

Приступим к детальному описанию бессмертного полотна да Винчи.

Фоновый горный пейзаж выполнен в голубых тонах, что роднит «Мадонну» с другой картиной Леонардо «Тайная вечеря». Свет на фигуру Христа и на его апостолов также падает слева, как и на Богоматерь с младенцем. Несмотря на то, что за основу взят библейский мотив, образы Богоматери и младенца очеловечены и не лишены эмоций.

В лице Мадонны читается нежность, трепет и радость, с которыми она смотрит на своего Божественного сына. Здесь показана её материнская человеческая сторона. Внимательный и пристальный взгляд ребенка серьезен не по годам, он направлен прямо на зрителя. От этого создается впечатление присутствия и приближенности героев к зрителю. Младенец словно устанавливает контакт и приглашает в свой мир.

Черты лица Богоматери выполнены в традиционном стиле да Винчи: овальный тип лица с высоким лбом, нос немного удлинен и, конечно, присутствует коронная «леонардовская» улыбка – еле уловимая и загадочная.

Художественные особенности картины

Если внимательно разглядеть на картину, то мы увидим множество интересных деталей, которые не бросаются в глаза.

На одеянии Мадонны видно для разреза для груди. Один из них зашит, другой же, с правой стороны, разорван специально для кормления дитя. Возможно, ребенок уже был отучен брать грудь матери, однако она не устояла перед его плачем, и ей пришлось разорвать швы на своём платье.

Доподлинно известно, что женщины знатного рода уже в начале XIV века переставали кормить своих детей грудью, нанимая для этого кормилиц. В том же веке да Винчи и другие художники начинают идеализировать образ самостоятельно кормящей матери. Поэтому разорванные швы на платье символизируют некое милосердие по отношению к своему ребенку и самоотдачу.

В левой руке младенца маленький птенец – щегол, являющийся символом чистой христианской души.

Еще одна занятная деталь – это улыбка на лице Мадонны, которой на самом деле нет. У уголка губ падает тень, отчего создается иллюзию улыбки.

Также стоит обратить внимание на отсутствие нимбов матери и младенца. Да Винчи хотел показать именно человеческую сторону Богоматери и её Божьего сына, а не сверхъестественную. Леонардо можно считать истинным гуманистом, для которого человеческое начало (даже для святых) было основополагающим.

«Мадонна с младенцем» Леонардо или «Мадонна Литта» – картина, воспевающая материнство и определяющая его как одну из самых важнейших ценностей в жизни человека. Каждый смотрящий на это бессмертное полотно Леонардо, увидит в нем что-то свое, очень близкое, родное и умиротворенное.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий