Биография художника Константина Андреевича Сомова

Русские Художники

Русский живописец конца XIX века Константин Сомов вошел в историю искусства как автор целого ряда необычных ретроспективных полотен, портретов. Вся жизнь Константина Андреевича была тесно связана с творчеством и познанием жизни через изобразительное искусство. Разберемся в нюансах его биографии в раннем и во взрослом возрасте.

Ранние годы

Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября — по другим данным 30 числа того же месяца — 1869 года. Произошло это в Санкт-Петербурге, столице Российской Империи. Именно там находилась довольно просторная квартира семейства Сомовых, людей, благодаря которым в будущем Константин и решил посвятить себя искусству.

Семья

Отцом Константина был Андрей Иванович Сомов. Искусствовед, музейный деятель, в период детства мальчика он работал хранителем Императорского Эрмитажа. Также он публиковал статьи о культуре — стаж музейной деятельности в 22 года придал ему высокие компетенции в этом вопросе. За верную службу Андрей Иванович получил статус тайного советника и почетного гражданина Петербурга. Это все позволило его ребенку с детства вращаться в высших кругах.

Мать — Надежда Константиновна Сомова, в девичестве Лобанова — занималась музыкой. В брак с Андреем Ивановичем Сомовым она вступила в 1863 году, за три года до рождения будущего именитого русского художника. Она посвящала много времени заботе о доме и руководству бытом. Но больше всего внимания женщина уделяла своим детям. В браке, помимо Константина, родились сын Александр и дочка Анна.

Образование

Автопортрет 1898 г.
Автопортрет 1898 г.

Начальное образование мальчик получал на дому. Им занимались родители, которые прекрасно разбирались в гуманитарных науках. Некоторые уроки Константину давал его дядя, брат отца Иосиф Иванович Сомов — известный математик и механик. Однако математика и физика, которую Иосиф стремился объяснить своему племяннику, мальчика так и не увлекли.

С 1879 по 1888 год Константин Сомов учился в Петербургской Школе Карла Мая. Во время учебы в гимназии мальчик познакомился с Дмитрием Философовым, Альбертом Бенуа, Вальтером Нувелем — будущими известными деятелями искусства своего времени. С ними Сомов и создал объединение «Мир искусства».

Взрослые годы

Взрослая жизнь Константина Андреевича Сомова началась там же, где он родился — в Санкт-Петербурге. Однако он долго думал над тем, стоит ли ему уехать из города или даже страны. Однако желание творить, выставляться на территории Российской Империи победило. Поэтому он просто регулярно путешествовал в другие страны.

Продолжение учебы и первые выставки

В 1888 году художник решил продолжить свое образование. Он поступил в Императорскую Академию Художеств. Основной курс Сомов слушал до 1892 года. А с осени 1984 года он начал заниматься в персональной мастерской Ильи Репина. Влияние мастера будет заметно на полотнах Константина Андреевича долгие годы.

Первая выставка, в которой Константин Андреевич Сомов поучаствовал, состоялась в 1894 году. Он участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Но молодой человек хотел развиваться дальше, напитываться новыми впечатлениями и изучать новые техники. Для этого он поехал в Академию Коларосси во Францию.

Развитие в профессии

После своего опыта учебы во Франции, который длился до 1898 года, он начал серьезно заниматься изобразительным искусством. Он участвовал в оформлении журнала «Мир искусства» и делал иллюстрации для «Художественных сокровищ России». Кстати, изданием этого средства массовой информации стал гимназический друг Сомова — Бенуа. Также мужчина создавал иллюстрации для книг Пушкина, Бальмонта, Блока, Блея, Гоголя и Иванова.

Первая личная выставка Сомова состоялась в 1903 году в Петербурге. Также его работы — почти 100 штук — выставляли в Гамбурге и Берлине. Там его творчество восприняли довольно радушно.

Творческое своеобразие

Сомов был без ума от эстетики XVIII столетия. Именно это сказалось на его творческом своеобразии. Он использовал старинные техники, например, применял веленевую бумагу, которая позволяла немного менять качество и направление карандашного штриха.

Еще Константин Андреевич занимался скульптурой. Его излюбленным материалом был фарфор. Самыми ценными работами мужчины являются композиции «Граф Нулин» и «Возлюбленные». Однако любовь к созданию скульптур не слишком повлияла на его творческий путь, так как уже к 1907 году Сомов почти перестал создавать фарфоровые скульптуры. Зато в 1918 году он получил статус консультанта Императорского Фарфорового Завода.

Личная жизнь

О личной жизни Константина Андреевича Сомова биографы ведут много споров. Вообще семьи и супруги у него никогда не было. Мемуары и письма некоторых близких ему современников указывают на многочисленные гомосексуальные контакты художника, которые начались еще с момента учебы в гимназии.

Считается, что самой главной любовью в жизни Константина Сомова был его близкий друг, Мефодий Георгиевич Лукьянов. Он часто выступал моделью для портретов живописца. Вместе они приобрели ферму неподалеку от городка на севере Франции под названием Гранвилье. Также известно, что в годы Первой Мировой Константина Сомова связывали романтические отношения с известным английским литератором Хью Уолполом.

Старость

В 1923 году Сомов отправился в Америку в статусе куратора «Русской выставки». Но на родину мужчина так и не вернулся, поскольку изменения в политической обстановке в стране не способствовали развитию его творчества. Ранней зимой 1928 года он приобрел квартиру в Париже, в которой и провел оставшуюся жизнь. Во Франции художник стал пробовать свои силы в акварельной миниатюре. Но большую известность, чем уже созданные масляные работы, они ему не принесли.

До 1939 года Сомов занимался изобразительным искусством в гораздо более расслабленных темпах, много переписывался с деятелями культуры и продолжал жить в эстетике декаданса, которую так полюбил в молодости. Такой подход сказался на финансовом положении Константина Андреевича. Умер он 6 мая, а захоронен был на средства своего друга Михаила Васильевича Брайкевича. Его могилу можно найти на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Список картин

Всего до нашего времени сохранилось около 293 крупных работ Сомова. При этом есть скетчи, которые сохраняются в частных коллекциях и у родственников художника. В список самых узнаваемых картин Константина Андреевича Сомова входят следующие полотна:

  • «Дама у зеркала», 1898 год. Этот женский портрет, который Сомов написал в период учебы, выполнен в традициях раннего импрессионизма;
  • «Дама в голубом», 1900 год. Портрет близкой подруги живописца наполнен тоской по прошлому и личной печали модели;
  • «Влюбленные. Вечер», 1910 год. Еще одно произведение из первой половины творческого пути художника, воспевающее эстетику эпохи Просвещения;
  • «Новосильевский мост в Павловском парке», 1920 год. Умиротворенный пейзаж в зеленых тонах считается одной из удачнейших картин с природными мотивами;
  • «Боксер», 1933 год. Это одна из самых эстетически ценных и запоминающихся картин художника с гомоэротичным содержанием и искренним восхищением мужским телом.

Все эти полотна Сомова высоко ценятся. Так, в 2006 и 2007 годах работы его поставили рекорды на торгах русского искусства престижного лондонского аукциона Christie’s. Сейчас его картины находятся либо в крупнейших государственных музеях и галереях, либо в частных коллекциях.

 

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector