Биография Константина Коровина

Русские Художники

Коровин Константин Алексеевич – русский живописец, мастер пейзажа, натюрморта и портрета, а также яркий театральный художник, талантливый писатель и одарённый педагог.

Детство

Родился 5 декабря 1861 года в Москве, в доме на Большой Рогожской улице, недалеко от Покровского монастыря. Семья была состоятельная, дед владел ямским извозом и был купцом первой гильдии. Отец будущего художника, человек образованный, но лишённый деловых качеств и коммерческой жилки, не смог удержать дело и разорился. Семья вынуждена была переехать в Большие Мытищи, подмосковную деревню на реке Яузе. Эти места, с их лесами, лугами, реками и прудами, пробудили в душе будущего художника особое видение окружающего мира, радость от общения с природой, чуткость и любовь к ней. Как вспоминает Константин Коровин, «природа, созерцание её – было самым существенным в моём детстве и осталось самым дорогим и родным сердцу на всю жизнь».

Родители Константина, образованные и разносторонние люди, в числе прочих занятий немного, в своё удовольствие, рисовали и очень неплохо. Мать акварелью, отец карандашом. Дети любили наблюдать за процессами разведения красок, нанесения мазков и рождения «хорошеньких картинок». Особенно привлекали Константина рисунки матери. Так определились его наклонности и было решено уделить серьёзное внимание художественному образованию.

Учёба и наставники

Вслед за своим старшим братом Сергеем, который впоследствии тоже стал художником, 14-летним подростком Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества сначала на архитектурное отделение, через год переведясь на живописное. Его первым наставником стал именитый Алексей Саврасов. Студенты очень любили своего педагога, обучение было живое и интересное. Влияние наставника и следование по его стопам в творчестве особенно заметно в работах Коровина «Ранняя весна», «Последний снег». Но Саврасов по болезни был уволен из училища.

Расстроенный этим фактом Константин решил продолжить обучение в Санкт-Петербурге. В течение трёх месяцев он пытался влиться в процесс, но тщетно: методы преподавания казались оторванными от реальности и совершенно неживыми. Бросив Санкт-Петербургскую Академию художеств, Коровин возвращается в Московскую. Здесь его ожидало приятное известие: новым преподавателем стал Василий Поленов. Известный художник был уважаем среди учителей и студентов, внёс свежую волну в атмосферу училища и стал любимым наставником Коровина.

Окончание учёбы и знакомство с импрессионизмом

Именно Поленов познакомил студентов с импрессионизмом, крупнейшим течением в искусстве в то время. Зародившись во Франции, импрессионизм с его приёмами живого, подвижного и переменчивого отражения реальности именно в годы молодости Коровина распространялся по всему миру. Молодой художник увлёкся им. Его работа «Портрет хористки» (1883) искусствоведы потом назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Но администрация Академии была консервативна и не приветствовала следования новшествам в живописи, критиковала их, что и стало причиной отказа в присуждении Коровину звания классного художника по окончании обучения.

Коровин и театр

Благодаря Поленову жизнь Константина забурлила: он знакомится со многими известными, влиятельными и интересными людьми, активно участвует в Абрамцевском кружке – объединении музыкантов, литераторов и художников, наиболее передовых на то время. Среди них Фёдор Шаляпин, Валентин Серов, Михаил Врубель… Знакомство с Саввой Мамонтовым открыло молодому художнику дорогу к театру как к предмету художественного оформления: первым опытом создания декораций стала частная опера Мамонтова. Впоследствии живописец активно работал в театрах, создавал эскизы костюмов для артистов, декорации для спектаклей. В царской России Константин Алексеевич был главным художником-оформителем петербургских и московских императорских театров, работал в Ла Скала в Милане.

Путешествия в Париж

В 1887 году Коровин впервые выехал за границу, чему способствовал меценат Савва Мамонтов.  Здесь художника интересовало прежде всего современное французское искусство, полотна европейских импрессионистов. Здесь же он впервые писал Париж, так потом полюбившийся ему. Впоследствии он бывал во французской столице ещё не раз и создал много пейзажных работ, в которых запечатлены городские парижские виды: «Париж. Бульвар Капуцинок», «Ночная улица. Париж» и многие другие.

В 1900 году в качестве архитектора и автора Коровин оформлял российскую экспозицию, представленную на Всемирной выставке в Париже. Эта работа имела успех и принесла исполнителю две золотые и семь серебряных медалей, а также орден Почётного легиона.

В Париже Коровин познакомился и с символизмом, несколько увлёкся им и пробовал работать в этом стиле.

Путешествия на Север

В 1894 году Коровин с художником Валентином Серовым, с которым подружился, едет путешествовать. Друзей влечёт русский, норвежский и шведский Север. В результате ярких впечатлений родилась серия пейзажей: «Гавань в Норвегии», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» и другие. По воспоминаниям Константина Коровина, этот дикий, чудесный край совершенно его очаровал как своими пейзажами, так и людьми.

Не раз художник повторит путешествие, его попутчиками будут и другие художники-единомышленники. На выставках работы с северными пейзажами неизменно привлекают внимание зрителей и искусствоведов и пользуются успехом.

Преподавательская деятельность

В 1901 году Константин Коровин вместе с другом Валентином Серовым вернулись в родное училище, но уже в качестве преподавателей. Коровин стал наставником многих впоследствии прославившихся художников: Крымова Н.П., Герасимова А.М. и других. Он был одарённым педагогом, способным разглядеть талант. Помогал ученикам раскрыться и обрести свой путь, обладал даром формирования у студентов независимой творческой индивидуальности. Пробовать себя во всём, не думать о деньгах и жить для искусства – призывал Коровин своих учеников.

Крым в жизни художника

Крым и, в частности, Гурзуф в творчестве Коровина занимает значительное место. Здесь он по собственному проекту построил 2-этажную дачу. В период с 1910 по 1917 год художник подолгу живёт в Крыму и много работает. Кстати, он был одним из первых в России владельцев автомобиля. Любил мчаться на нём по крымским просторам, мог остановиться по наитию, сделать наброски и отправляться дальше. Его вдохновляет солнечный свет, воздух, море, цветы – всё, что окружает. Здесь он залечивает душевные раны и восстанавливает силы.

После революции Коровин на дачу больше не приезжал.

Частная жизнь и семейные драмы

В 1897 году Константин Алексеевич женился на хористке из театра Мамонтова Анне Фидлер. Жене художника был чужд его мир, её не интересовало творчество мужа – семейная жизнь складывалась непросто. Первый сын умер в младенчестве. Второй в 16 лет попал под трамвай и получил серьёзные увечья ног. Жена постоянно болела. Тревожное состояние за семью никогда не покидало художника.

Когда-то, в 1881 году самостоятельно свёл счёты с жизнью отец художника. Теперь сын, будучи неуравновешенным человеком, после несчастного случая стал часто впадать в депрессии с попытками суицида. Одну из них он довёл до конца (чего отец уже не увидел – это случилось после его смерти).

После революции

Коровин, русский человек и патриот, пытался определиться и найти себя в послереволюционные годы, когда рушилось всё привычное и отлаженное. Продолжал художественную, литераторскую и оформительскую деятельность, работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, выставлялся. Но при первой возможности бежал от политики в своё имение во Владимирской губернии Охотино или в Крым. Но скоро прятаться стало затруднительно: квартиру «уплотнили», дачу и имение реквизировали. Нарком просвещения Луначарский советовал уехать за границу пока это было возможно. И в 1923 году под предлогом сопровождения семьи, а также организации персональной выставки художник, как и десятки тысяч соотечественников в то переломное время, навсегда покинул Родину.

Эмиграция

Поселившись с семьёй в Париже, Коровин хватается за любую работу: пишет картины, участвует в театральных постановках как уже опытный декоратор, активно сотрудничает с журналами и издательствами, публикует мемуары. Но живёт очень стеснённо. Лживые агенты и недобросовестные коллекционеры часто обманывают и за гроши навязывают свои кабальные условия, запутывают художника, по-прежнему желающего только работать, а не разбираться в коммерческих вопросах.

Возраст, перенесённые потрясения, боль и страх за семью и жизнь оставляют неизгладимые рубцы. К 70 годам зрение художника очень ослабло, работать всё труднее. Свои литературные работы он диктовал помощнику. Его рассказы вызывали у русской эмиграции удивление и восторг – художественный талант, образование и жизненный опыт сделали из Коровина настоящего мастера слова.

Но как же он тосковал по родным местам, по Абрамцевскому кружку, по своей активной, всесторонней и востребованной некогда в России жизни! Увы, не было денег и возможности вернуться, не было поддержки и уверенности в завтрашнем дне, не было прежней России.

11 сентября 1939 года Константин Коровин умер от сердечного приступа на парижской улице. Погребённый сначала на Бийанкурском кладбище, в 1950 году был перезахоронен. Останки художника и его жены с помощью средств поклонников творчества Коровина перенесены на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, основанное в 1927 году русскими парижанами.

Картины

Работы Коровина украшают коллекции Эрмитажа, Русского Музея, Третьяковской галереи, экспонируются в художественных музеях Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода, Архангельска, Калуги. Практически любая его картина способна надолго удержать зрителей. От пейзажей:

  • «Настурции» (1888);
  • «Осень. Аллея в Жуковке» (1888);
  • «Зимой» (1894);
  • «Зима в Лапландии» (1894);
  • «Москворецкий мост» (1914);
  • «Россия. Ностальгия» (начало 1930-х).

и многих-многих прочих до натюрмортов и портретов:

  • «Портрет И.А. Морозова» (1903);
  • «Натюрморт. Розы» (1916);
  • «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921);
  • «Натюрморт с синей вазой» (1922);

список которых можно бесконечно долго продолжать. Ещё со студенческой скамьи художник начал выставлять свои работы и делал это всю жизнь.

Спустя столетие

Сегодня, погружаясь в мерцающий, импульсивный мир бесценных полотен художника, чуткий, внимательный и неравнодушный зритель становится очевидцем сцен и событий конца XIX – начала ХХ века. Становится свидетелем жизни и истории, бесконечно благодарным мастеру за остановленные и запечатлённые мгновения, которые переживает вместе с великим художником спустя сто лет.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий