Биография художника Константина Маковского

Фотография 1900-е г.Константин Маковский – талантливый русский живописец XIX – ХХ века, в творчестве которого есть работы с элементами разных направлений: академизма, барокко, модерна. Блестяще учился, некоторое время работал с передвижниками, писал легко и плодотворно. Широкую известность получил благодаря работам в «боярском» стиле и жанровым портретам, главная особенность которых идеализация жизни.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Художественное образование в Москве

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, что далось ему очень легко, как и последующая учёба. Преподаватели, когда-то получившие знания от Карла Брюллова художники Скотти, Зарянко, Мокрицкий, были довольны даровитым учеником, который выигрывал все конкурсы. Здесь, в юные годы, сформировалось стремление Маковского-художника к декоративности, романтизму и красочно-нарядным эффектам в работах.

В Санкт-Петербурге. Поиски себя

В 1858 году – следующая ступень – Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Всё идёт как по накатанной: Маковский на хорошем счету, с 1860 года участвует в выставках и становится одним из лучших студентов. Но получить диплом было не суждено. Примкнув к группе выпускников, громко и демонстративно воспротивившихся экзаменационному заданию (не понравилась тема мифологии Скандинавии), бросил академию. Бунт по количеству участников получил название «Бунт четырнадцати». Вообще это событие, не характерное для Маковского, можно списать на молодость. Дальше – больше: по примеру товарищей Константин пробует влиться в артель художников, новое профессиональное объединение под началом Ивана Крамского. Но жить в коммуне и, что важно, делить гонорары Маковскому совсем не понравилось, он вполне самостоятелен и успешен. В 1870 году присоединяется к передвижникам, пишет картины на житейские темы, выставляется. Но народнические и бытовые мотивы и вообще социальная живопись не очень привлекают художника.

Убийство Фёдора Годунова в 1605 году (1862) г.Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Признание

Народнические мотивы произведений русских художников прохладно принимались за границей. У Маковского в основном Русь иная: в богатых кокошниках и парчовых нарядах. Идиллические картины в Европе и Америке раскупались нарасхват. Император Александр II приблизил художника ко двору и называл его «мой живописец». Сравнение работ с портретами Ренуара, а его самого с Рубенсом и Макартом чрезвычайно льстили честолюбивому художнику.

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Дети, бегущие от грозы 1872 г.Второй семейный союз

Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

  • «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
  • «Дети, бегущие от грозы» (1872);
  • «Дети художника» (1882);
  • «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
  • «Под венец» (1884);
  • «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
  • «Иван Сусанин» (1914);
  • «Гадание» (1915) и другие.

«Любуйся и запоминай!» — твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector