Дети, бегущие от грозы К. Маковский

Картины Русских Художников

Картина «Дети, бегущие от грозы» как одна из самых известных в творческом наследии Константина Маковского любима многими почитателями живописи. Принадлежит Третьяковской галерее, выставляется в Академическом зале. Написана в 1872 году маслом на холсте, размер полотна составляет 167 х 102 см.

Автор картины

Константин Егорович Маковский (1839-1915) – русский художник XIX – начала ХХ века. В истории оставил след как чрезвычайно талантливый мастер – случалось, писал совершенную и законченную картину за пару часов, очень плодотворный автор – около тысячи великолепных полотен. Высоко оценивал свои работы, настолько, что Павел Михайлович Третьяков долго обдумывал, покупать ли, торговался и за назначенные художником непомерно высокие цены упрекал того в недостатке патриотизма. В итоге на родине, к сожалению, немного картин Константина Маковского, в Государственной Третьяковской галерее всего пять (куплено самим основателем четыре, пятая появилась много позже, из Государственного музейного фонда). К примеру, произведений родных братьев Владимира и Николая Маковских, тоже художников, в России гораздо больше. Константин Маковский кроме портретов на заказ писал в основном яркие исторические полотна, сцены из жизни привилегированных персон и Русь – боярскую, нарядную, в кокошниках и парчах – парадная жизнь как русская экзотика нравилась богатым заграничным покупателям.

Но в жизни живописца был период исканий. После Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге он пробовал сотрудничать с передвижниками, художниками, объединёнными общей идеей нести искусство в массы. Ведущим стилем у передвижников был реализм, с 1870-х начался расцвет товарищества. Тогда и были написаны Константином Маковским «Дети, бегущие от грозы».

От замысла к воплощению

Путешествуя в поисках себя, натуры, интересных типажей и сюжетов для будущих картин, молодой художник бывал в разных российских губерниях. Задумав написать произведение с героями из народа, он долго обдумывал сюжет. Требовалось произведение, соответствующее художественным принципам передвижников, натуралистичное и интригующее, напряжённое и социальное. Присматриваясь к людям, живописец решил, что героями картины будут дети, бесконечно милые в своей простоте и наивности. Стоило ему расположиться где-нибудь в сквере уездного городка с мольбертом, его тут же обступала гурьба местных ребятишек. Художник любил детей, за год до написания картины он пережил личную трагедию, потерял маленького сына.

До наших дней дошла история о знакомстве Маковского с бойкой девчушкой и её братцем в Тамбовской губернии. Художника чем-то зацепили эти дети, и он планировал на следующий день их рисовать. Но они не появились. Друзья рассказали о «приключении» накануне: сестра с братцем загулялись в лесу и не заметили, что небо затягивают тучи. Спасаясь от приближающейся грозы, девочка поскользнулась и упала в ручей, вся вымокла и приболела, потому и не пришла позировать столичному художнику, хотя очень хотела. Но его моделью всё-таки стала – у Маковского была отличная память.

Относясь к своим картинам, как отец к детям, живописец всегда помнил эту историю, упоминал её в беседах и искренне сожалел, что не показал девчушке готовую картину – интересно, как сложилась её судьба?

Любимая тема в искусстве

Красота природы, особенно в периоды её тревожного состояния, проявлениями чего становятся сильный ветер, сгущающиеся тучи, шторм и прочие признаки неспокойной обстановки и перемен, всегда вдохновляла композиторов и поэтов, писателей и художников. Именно они своими душевными произведениями воспевают прелесть русской природы и прививают любовь и чуткость к ней с детского сада, самого раннего возраста. Полотно Маковского «Дети, бегущие от грозы» для сочинения по картине, совмещающей природу и народный дух, подходит идеально школьникам, причём с младших классов.

Взгляд на картину

Главные герои, девочка с малышом на закорках, на переднем плане картины. Судя по всему, это простые крестьянские дети, босые и незатейливо одетые. В летний день, гуляя, они отправились через луга в лесок неподалёку и наткнулись там на чудесную грибную поляну. Не беда, что нет корзинки, насобирали в фартук, что надет поверх сарафана девочки. Увлёкшись, маленькие грибники не сразу заметили, что ветер поднимается и нагоняет тучи. «Надо бежать домой, успеть до грозы! Но братец ещё такой маленький, проще посадить его себе на спину, так быстрее окажемся дома». Ветер дует в спину, помогая бегущим. Опасливо оглядываясь на грозовую тучу, девочка надеется, что всё обойдётся: либо они успеют вовремя, либо гроза пройдёт стороной. Ступая на мосток через ручей, девочка чувствует, что ветхие доски ненадёжные, но зритель невольно надеется, что быстрые ножки легко справятся и понесут её дальше. А белоголовый братишка доверчиво прижался к сестре, с ней он ничего не боится.

Впечатление

Константин Маковский, художник-праздник, любил писать только позитивные картины, никакого трагизма. И эта работа, несмотря на тему надвигающейся грозы, тревоги, наполнена надеждой на счастливый исход. Недаром бегущие дети всё-таки изображены на фоне светлого, пусть и облачного неба, мрачная грозовая туча в стороне, куда девочка на бегу бросает беспокойный взгляд. Надежду на благополучный финал даёт зрителю и ярко освещённое солнцем в просвет между облаками золотое поле.

Удивительно душевная картина: русская природа, милая сердцу, славные, очаровательные дети. Переливчатое небо и клонящиеся от ветра стебли трав наполняют картину воздухом, ощущение которого усиливается от развевающихся волос детей, от косынки, трепыхающейся на ветру. Нотка тревожности и общее беспокойное настроение не мешают восприятию полотна как очень лиричного, тёплого и доброго произведения.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector