«После дождя» Архипа Куинджи: контраст стихий и мастерство передачи цвета

После дождя 1879 г

  • Автор: Архип Куинджи;
  • Год: 1879;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 102 × 159 см. Холст масло;
  • Цена: В 1879 году полотна «Берёзовая роща», «После дождя» и «Север» были приобретены Павлом Третьяковым за 6500 рублей.

Картина «После дождя» знаменитого русского художника Архипа Ивановича Куинджи была написана им в 1879 году и является одной из самых значимых в творчестве мастера. Материалы, которые он использовал в работе — холст, масло. Размер картины 102 * 159 см. В настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Реакция публики и критиков

В период, к которому относится написание картины, Архип Иванович сотрудничал с передвижниками. По этой причине публика познакомилась с полотном в том же году во время выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Критики высоко оценили мастерство Куинджи в передаче света и цвета, и встретили «После дождя» восторженными отзывами. Илья Репин писал, что эстеты стремились обвинить автора в том, что он берет наиболее резкие моменты состояния природы и что от этого бывает «больно глазам». Но в это же время те же самые эстеты смотрели на его произведения, не отрываясь, – настолько завораживающими были сюжеты и настолько умело художник передавал состояние окружающего мира.

Основной сюжет полотна

На картине Архипа Ивановича Куинджи «После дождя» зритель видит зарисовку обновленной проливным дождем природы. Животворящий ливень только что смыл последние следы жаркого зноя. Вдалеке на холме расположились дома небольшого хутора, на среднем плане — освещенные солнцем сочные заливные зеленые луга с пасущейся лошадью и небольшой ручей, который переходит на передний план. Эта работа написана, несомненно, с натуры. Куинджи не раз был поражен удивительным пейзажем, который возможен только жарким летом в тот удивительный и едва уловимый момент, когда проливной дождь только закончился и первые лучи солнца пробиваются сквозь тяжелые тучи. Это мгновение бывает тяжело поймать даже фотоаппаратом, а художнику удалось потрясающе точно зафиксировать его маслом на холсте.

Яркие цвета и контраст фактур

Большую часть картины, почти две трети, занимает небо. Оно тёмное, даже чернильное, грозовое, с едва расходящимися облаками и зарождающейся радугой. Гроза, судя по всему, была совсем не шуточной и закончилась несколько минут назад. Сквозь небольшой просвет уже пробиваются первые светлые лучи, которые озаряют ярко-зеленую сочную траву прямо по центру композиции. Художнику удалось передать, насколько жадно вся растительность впитала в себя влагу, как освежающе подействовал на ней проливной дождь. Но пробивающиеся лучи, так же как и название картины, говорят о том, что гроза уже позади, а тучи отступают. О том, что гроза закончилась только что, говорит и отсутствие на картине людей. Они, скорее всего, пережидали разгул стихии в домах или на мельнице. Из живых существ мы видим только лошадь, которая мирно щиплет траву на лугу. Её присутствие придает особый смысл картине: животное — часть дикой природы, она не боится ливня, ей не страшно оставаться один на один с грозой в чистом поле. Небольшой ручей или речка убегает вдаль с переднего плана картины вглубь, увлекая за собой внимание зрителей.

Эмоциональное воздействие на зрителя

Основное внимание приковано к яркому светлому пятну в самом центре — солнечным лучам. Контраст между темным свинцово-тяжелым небом и мирным солнечным пейзажем задают тон всему произведению и оставляют светлое впечатление даже несмотря на преобладание мрачных красок. Композиция пропитана удивительным покоем и умиротворением. Даже зловещие тучи уже не страшат нас, а зритель слышит только звенящую тишину, которая наступила после разгула стихии, и, кажется, даже ощущает аромат свежести и растворенного в воздухе озона. Но не только композиционный прием противопоставления стихий притягивает внимание зрителя. Техника написания — стремительными нервными мазками — тоже передает динамику состояния природы в настоящий момент. Но даже несмотря на то, что здесь нет детальной проработки нюансов, картина выглядит очень реалистично, живо и свежо.

Великое наследие Куинджи

Типологически полотно близко романтическим произведениям живописи. Это передается и в выборе сюжета, который, возможно, отражает душевное состояние автора, и в выборе манеры и техники письма, и в особых эмоциях, которые полотно вызывает у зрителя. Картина «После дождя» Архипа Куинджи – контрастная, энергичная, живая, впечатляющая, дающая надежду. Художнику удалось очень точно передать атмосферу свежести, обновления, чистоты и единства природы, что делает его настоящим классиком живописи.

Топ лучших картин Архипа Куинджи

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий