3 громких историй фальсификаторов живописи

Начинающие художники в процессе обучения всегда занимаются копированием известных полотен самых именитых мастеров. Это обычная практика – так происходит оттачивание техники, изучение пропорций, познание цвета, света, тени.

Но случается, что и талантливый художник не обретает своего индивидуального стиля, а его авторские работы не находят отклика у зрителя, не принимаются специалистами, следовательно, не продаются. При этом их копии известных картин и подражания мастерам с громкими именами иногда оказываются настолько удачными, что живописец ступает на преступный путь, становится фальсификатором, часто с трагической судьбой.

Самый плодотворный фальсификатор

Элмир де Хори

Так, самым продуктивным в истории искусства поддельщиком оказался Элмир де Хори (1906-1976). Он стал автором тысяч фальсификаций Ренуара, Пикассо, Гогена, Модильяни, Матисса. Не раз предпринимал попытки заявить о себе собственными работами, без всякого подражания, но они были тщетными.

Чтобы заслужить доверие покупателей, художник придумал легенду, что распродаёт огромную коллекцию картин, собранную не одним поколением его репрессированной семьи (он был венгерским евреем с именем от рождения Элемер Альберт Хофман).

На деле художник занимался скупкой старых каталогов, куда вклеивал фотографии своих фальшивок, оформлял всё под старину – так картины-подражания мастерам получали безупречную в глазах покупателей репутацию, и те покупали их.

В 1955 году работники Гарвардского университета обнаружили в своём музее подделку де Хори, но художнику удалось выкрутиться и скрыться на Ибице. С середины 1960-х живописца стала преследовать депрессия, «стилизации» удавались всё с большим трудом.

Обман закончился, когда техасский нефтяной магнат Медоус усомнился в подлинности 56-ти шедевров, приобретаемых у де Хори. Началось расследование, и пожилой художник, боясь тюремного заключения, принял смертельную дозу снотворного.

По злой иронии вскоре его живопись получила признание экспертов, де Хори был оценен специалистами как художник, доказавший свой вес в профессии, и аукционные дома Кристис и Сотбис начали выставлять его работы под реальным именем.

Самый искусный – о нём узнали только после самоизобличения

Хан ван Меегерен работает над картиной под наблюдением тюремщиков. Фото с сайта pinterest

В отличие от Элмира де Хори нидерландский живописец Хан ван Мегерен (1889-1947) дожил до суда и даже успел провести месяц в заключении (скончался от сердечного приступа). Ван Мегерен прославился виртуозной подделкой произведений XVII века, принадлежащих кисти признанных мастеров голландского искусства Вермеера и де Хоха. Художник ХХ века прибегал к хитроумным способам «состаривания» полотна и красочного слоя, среди которых нагревание полотен в печке, экстренное охлаждение, химические методы. Дела шли великолепно – в пересчёте на сегодняшние деньги мастер заработал около 30 млн. долларов.

В 1945 году ван Мегерен разоблачил себя сам – чтобы избежать тюремного срока за сотрудничество с врагом. Именно так трактовали голландские власти продажу художником картины «Христос и судьи» – в 1943 году её купил рейхсмаршал Геринг. Только после признания художника начались исследования полотен и были найдены доказательства их «молодости». Но талант живописца оценен по достоинству, а его жизнь и судьба и сегодня вызывают интерес исследователей, писателей, кинематографистов.

От афериста-фальсификатора до консультанта полиции

Самая известная подделка Джона Майатта “Девушка с жемчужной сережкой” плагиат Яна Вермеера

Британец Джон Майатт (1945 г.р.) – виртуоз живописи, который, по его собственному признанию, не просто создавал копии Моне, Ван Гога и других великих. Он работал, как хороший актёр – погружался в характер мастера, вживался в его образ, ум и ход мыслей, ловил вдохновение и ощущал себя именно тем великим художником.

Отсутствие или недостатки индивидуального стиля стали для Майатта серьёзным препятствием в попытках заработать собственными произведениями, а деньги были очень нужны (после развода с женой художник самостоятельно стал воспитывать двух дочерей). Так создание подделок полотен известных и дорогих мастеров вытеснило собственное искусство и стало ремеслом живописца. Фальсификации удавалось продавать лучшим музеям мира. Считается, что это было сделано более двухсот раз. Сам автор признаётся, что не менее сотни его копий до сих пор причисляются к подлинникам и находятся в частных коллекциях и музеях.

В чём секрет длительного обмана? Кроме кропотливого подхода к копиям с профессиональной точки зрения Майатта всегда заботила история покупок картин, их происхождение (провенанс). То есть он создавал репутацию художественным произведениям, ведь безукоризненная репутация картин способствует формированию высокой цены на них.

Чтобы его работы считались подлинными, Майатт воровал архивные музейные каталоги и вносил в них ложные сведения. Всё закончилось разоблачением в 1995 году и тюремным заключением. Следователи Скотланд-Ярда насчитали более 25 миллионов евро прибыли, полученной художником с подельником Джоном Дрю.

После освобождения Майатт пишет на заказ, выставляется, нередко и копирует, при этом копии сопровождаются соответствующей надписью и находят своих покупателей. Карьера Майатта как художника теперь стала гораздо шире – он официально помогает правоохранительным органам с разоблачением арт-фальсификаций, а также ведёт популярное телешоу.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий