Бурлаки на Волге, – символ народного терпения

Картины Русских Художников

«Бурлаки на Волге» – знаменитое полотно русского художника XIX- XX века Ильи Репина. Написано маслом на холсте размером 131,5 х 281 см в 1872-1873 годах. Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Автор

Илья Репин (1844-1930) – великий мастер портрета, исторической и жанровой живописи в стиле реализма. Темы его произведений остры, они всегда вызывали в обществе современников бурю споров, захватывающе интересны они и сегодня. Его работы – это самое злободневное отражение той действительности, когда художник жил и творил. Насущные проблемы и жгучая актуальность – вот что волновало живописца.

Замысел

Илья Ефимович Репин «Бурлаков на Волге» задумал ещё в 1869 году, когда, работая над этюдами на берегу Невы, впервые увидел, как группа мужиков, впрягшись, словно тягловые животные, тянула судно против течения. Увиденное потрясло молодого художника. Самым ошеломляющим был контраст между хмурыми, грязными, измотанными рабочими и веселящимися дачниками на одном и том же живописном природном фоне. Репин сразу сделал набросок, позже эскиз акварелью, где бурлаки сопоставлялись с отдыхающими. Но всё было не то. Живописец, по собственному признанию, погрузился в состояние, когда, что бы ни делал, постоянно обдумывал будущую картину.

Художник загорелся поездкой на Волгу-матушку – здесь, на главной речной артерии России, он намеревался найти всё, чего ему не доставало для оформления творческого замысла в картину. Пришлось подсобрать денег, помогла Академия художеств, оплатив проезд. К лету 1870 года Илья Репин в компании брата и двух друзей-художников на пароходе отправился к задуманной цели.

Подбор ракурса и образов

Путешествуя, друзья не просто зарисовывали увиденное. Переезжая с места на место, они общались с местным населением, приглядывались к типажам. Ночуя где придётся и сидя на берегу у костра, впитывали и эпический размах этих мест, и их дух, и настроение. По воспоминаниям Репина, вжиться в атмосферу помогала увертюра Глинки «Камаринская», постоянно звучавшая в его беспокойной голове.

С образами бурлаков дело пошло быстрей, когда художнику на глаза попался мужчина, по представлению Репина, идеально подходящий. Фамилия его была Канин, художник «поставил» его в первую тройку (голова которого повязана тряпицей). К позированию мужчина отнёсся серьёзно, выполнял все просьбы художника, сохраняя изнурённый и запущенный вид: не мылся, не стригся, не причёсывался и даже не улыбался. Так же были найдены и запечатлены другие герои произведения.

Описание картины «Бурлаки на Волге»

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

Каждый из артели бурлаков на картине Репина «Бурлаки на Волге» имеет свой характер, а местоположение в связке говорит о его функциях:

  • Бригадир – в центре первой тройки. Самый опытный работник, задающий ритм. Ведь для спорого скольжения судна по воде важна синхронность усилий и шагов, подобная строевой ходьбе военных, только гораздо медленнее – груз на плечах многотонный. При потере ритма бригадир выкрикивал команду «сено-солома», и все перестраивали шаг, чтобы идти в ногу;
  • Помощники бригадира – по бокам от него в его же ряду. Они делили функции: закупали провиант, распределяли заработанные деньги (во второй половине XIX века зарплата была в среднем 30 копеек/день), следили за порядком;
  • Кабальные – за спинами помощников. Эти были физически сильны, но быстро проматывали своё жалование, попадали в долговую зависимость от артели и потом работали за харчи;
  • Кашевар – самый молодой и шустрый. У Репина он в драной красной рубахе почти по центру полотна, с крестом на груди, поглядывает на старших товарищей и не очень-то старается – ладонями придерживает ослабленную лямку;
  • Халтурщики – не должность, а тип отношения к работе коллектива. Это бородатый мужик с опущенной головой и красным носом-картошкой по центру картины, зачерпывает трубкой табачок из кисета. Положение тела выказывает отсутствие усилий, бечеву только придерживает плечами, чтобы не упала;
  • Надзиратели – самые ответственные и внимательные. Они следили, чтобы никто не халтурил, а то недолго и оплату урезать;
  • Косный (косной) –бурлак, который замыкал «строй». Это опытный работник, болезнь или старость которого не позволяла ему быть в передовых. Косной следил за бечевой – чтобы не допускать запутывания и зацепов за прибрежные препятствия.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

  • Перевёрнутый российский триколор на мачте корабля – во флоте сигнал бедствия, здесь предзнаменование переворота – революционное движение в те годы всё больше активизировалось;
  • «Хозяин» парусника, который вместе с судном символизирует государство Российское, одет в красную рубаху. Подобная, только рваная, на самом молодом из бурлаков. Вот кто столкнётся и прольёт кровь в предстоящем перевороте: верхушка-хозяева и молодые да активные;
  • На песке крупным планом по центру нижнего края картины изображена брошенная, поломанная плетёная снасть-ловушка и перевязанный верёвкой камень. Сеть, корзина, плетение символизируют тюрьму, но их разрушение – освобождение. А камень как символ потопления предсказывает грядущую судьбу царской России.

Но подобное значение предметам и нюансам можно придать сегодня, после известных исторических событий. Тогда же, к примеру, Достоевский не видел никаких символов. Для него в картине были только «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего» (причём каждый – интересный индивид), не кричащие о своих несчастьях, а молча, сосредоточенно и терпеливо тянущие свою лямку. Как и весь народ русский.

Судьба картины

Репин «Бурлаков на Волге» впервые выставил весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Это была экспозиция работ (картин и скульптур), среди которых проводился отбор на Всемирную выставку в Вене. «Бурлаки на Волге» как произведение острое раскололо публику на реалистов и академистов – в прессе разгорелись бурные обсуждения, и восхваляющие художника, и поносящие его за социальные обострения.

Следующей ступенью стала Всемирная выставка, на которой «Бурлакам…» присудили бронзовую медаль. Картина очень понравилась великому князю Владимиру Александровичу (сыну Александра II). Он купил её за три тысячи рублей, повесил в своей резиденции и просто обожал подолгу всматриваться в лица, жесты и фигуры бурлаков, разгадывая характеры и рассказывая о них всем, кто готов был слушать.

Именно эта работа сделала имя Ильи Репина известным в Европе.

После революции картина «Бурлаки на Волге», как и все прочие произведения искусства, принадлежащие власть имущим, была национализирована и передана в Русский музей.

Прошло почти полтора века. Никого не напоминают эти измученные мужики? Не так ли и сегодня выглядят сотни тысяч рабочих разных специальностей, живя на копейки, при этом сколачивая миллионы для своих обнаглевших хозяев? Поистине, «умом Россию не понять» .

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. АНОНИМ

    Размеры картины впечатляют

    Ответить
Adblock
detector