Иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина знакомы всем со школы. Во многих современных издательствах, перепечатывающих сказки, используются я картины известного русского художника. Именно они передают настроение и быт, помогая читателю погрузиться в волшебный мир писателей, познакомиться поближе с Иваном Царевичем и Василисой Прекрасной или поймать неуловимую Жар Птицу.
Образование
Будущий иллюстратор русских народных сказок воспитывался в семье военного врача. Всё детство Иван Яковлевич прожил с семьей в Мюнхене где обучался в школе А.Ажбе. Европа открыла ему мир изобразительного искусства и познакомила с работами великих художников и скульпторов. После возвращения в Санкт-Петербург Билибин решил посвятить себя живописи и начал обучаться в школе М.К.Тенишевой у И.Е. Репина. Там он вступает в объединение «Мир искусства», и по заданиям сообщества ездит изучать культуру разных уголков страны.
Влияние на художника фольклора
Изучая русские северные губернии в 1902 году, художник поддаётся сильному влиянию средневековой архитектуры. Деревянные дома крестьян того времени в Сибири передавали полностью атмосферу фольклора из былин из сказок. Это значительное влияние отразилось в будущих работах Ивана Яковлевича. Природа и архитектура, позже, полностью передаваться в иллюстрациях к сказкам:
- Василиса Прекрасная;
- Сестра Аленушка и братец Иванушка;
- Финист Ясный Сокол;
- Царевна-лягушка;
Билибин также создаёт иллюстрации к рассказам А.С. Пушкина, таким как, «Золотой Петушок», «Сказка о Царе Салтане» и многим другим. Работая над этими картинами, художник создаёт собственную технику их написания. Все рисунки тушью он подцвечивал акварельной краской для яркости. Создавал Иван Яковлевич и изображения обложек к повестям и рассказам авторов. В основном они имели древнерусский орнамент, который отображал культуру времени, которая описывалась в сказке.
Особенности иллюстраций
Для поиска вдохновения художник посетил в Тверской губерни деревню Егны. Именно там, по мнению Билибина, он нашёл дремучие леса, чистые, прозрачные реки и старые избушки, поросшие мхом. Местные жители охотно рассказывали былины и демонстрировали предметы и строения древнерусской культуры. Это настроение он передаёт в иллюстрациях к сказкам Афанасьева, которые на следующих год попадают на массовую печать Гознаком. Это были небольшие книжки тетради. Все изображения отличались узорностью и декоративностью. Помимо рисунков самих героев, Иван Билибин делал им художественное обрамление. Он добавлял обложки, орнаменты, витиеватые шрифты, чтобы передать эмоции и настроение своих картин. Все названия и подписи к картинкам были сделаны славянской вязью. Художник создавал собственный декоративный шрифт.
Описание известных иллюстраций
Иван Яковлевич Билибин иллюстрации прорисовывал всегда тщательно. Он не просто копировал, а создавал новый образ на основе реальных видов, рассказов и былин. Его персонажи из сказок передавали эмоции, которые несет автор в их описании.
Баба яга у художника выглядит суровой. Она похожа на старое гнилое дерево, всё сухое и корявыми длинными ветками-руками. Вся картина передаёт мрачный тон и опасность, таящуюся вокруг. Передвигается баба яга на старой ступе. Одета в старое грязное платье, всё в заплатках. Этого персонажа всегда окружает страшный темный лес, который порос мхом, поганками и мухоморами.
Красный всадник из сказки «Василиса Прекрасная», предстает читателям в картине художникам бравым молодцев, в ярких одеяниях. Он проводит аналогию персонажа с солнцем. Молодой человек верхом на огненном коне, в сияющих доспехах с пылающим мечем в руках. При этом, Билибин использует реальные элементы, такие как наряд, сбруя и доспехи, наделяя их мифическим свечением.
Быт древней Руси можно проследить и в иллюстрациях к «Сказке о золотом петушке». Художник скрупулезно собирает не только каждый образ героя, но и прорабатывает окружающую обстановку вокруг. На этих картинах можно увидеть настоящие избы и одеяния. Общие фоны природы полностью отражают вид того времени средней полосы России.
Обрамление изображений
К сказкам он добавлял элементы декора от деревянной избы. Вокруг были нарисованные резные рамки имитирующие окна. Их можно встретить в сказках о Бабе-Яге, Змее Горыныче и Трех Богатырях. Такие рамки продолжали орнаментальный смысл произведения. К примеру, рисунок Бабы Яги был обрамлён вокруг рамкой из поганок и мухоморов с сухими ветками. Иллюстрация Всадника из сказки «Василиса Прекрасная», была окружена яркими цветами и трилистником. Всё это хорошо передаёт атмосферу старины русского эпоса. Изучая просторы страны, художник передавал реальные орнаменты, встречавшиеся ему, и стилизовал их в своих картинах к сказкам известных авторов. Вышивки на платьях, архитектура домов, резные наличники, глиняная посуда, встречающаяся в картинах реальная. В каждом изображении художник Иван Яковлевич Билибин старался передать атмосферу описываемого в рассказе времени. Рисовал реальные эмоции у персонажей и тщательно прорабатывал каждый элемент, от узора на платке Василисы до обрамления картин и шрифта. Благодаря его трудам, в иллюстрациях увековечена настоящая жизнь и культура русского средневековья и зодчества.
Смотрите также: