Михаил Васильевич Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею», основываясь на сюжете из жизни святого Сергия Радонежского. Эта работа является одной из самых узнаваемых у именитого художника. В своих полотнах Нестеров изображал русские пейзажи с бескрайними полями, просторами и лесами. Он нередко писал и портреты – как простых людей, так и известных. Однако чаще всего Михаил Васильевич в своей живописи обращался к религиозной тематике.
Сюжет картины «Видение отроку Варфоломею»
Варфоломей – это имя, данное святому Сергию Радонежскому при рождении и до момента принятия им монашества. Сергий – один из самых известных и почитаемых святых в православии.
Сюжет, который изображен на картине «Видение отроку Варфоломея», восходит к эпизоду из жития Сергия Радонежского. Будучи подростком, мальчик упорно стремился постичь азы грамоты, однако учеба давалась ему намного тяжелее, нежели братьям. Так продолжалось до тех пор, пока в жизни подростка не произошло чудесное судьбоносное явление.
Мальчик забрел в лес в поисках своего стада. Там он встретил незнакомца, совершавшего молитву. Старец спросил у подростка, какое его самое заветное желание, на что Варфоломей ответил, что очень хотел бы овладеть грамотой. Старец дал ему кусочек просфоры и сказал: «Господь грамоте умение зело добре». Так, Варфоломей обрел премудрость, и с тех самых пор обучение давалось ему легче. Эта встреча предопределила судьбу мальчика – через несколько лет он станет основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, а затем одним из самых почитаемых святых в православии.
Лица монаха зритель не видит – его лицо повернуто в профиль. Примечательно, что нимб над его головой изображен в фас. На первой выставке передвижников этот нюанс вызвал горячие споры и разногласия. В своих руках монах держит заветный ларец, а мальчик Варфоломей с благоговением и открытой душой принимает чудесный дар от незнакомца.
В семье Нестерова относились с особым почитанием к святому Сергию Радонежскому. У них даже существовала легенда, согласно которой святой спас маленького Мишу, будущего художника, от смертельной болезни и буквально вытащил с того света. Отсюда особый трепет и теплота, вложенные автором в свою работу.
История создания картины
Первые эскизы картины появились в период путешествия по Италии. Эти наброски были вертикальными. После нескольких эскизов художник решил, что нужно уделить больше места именно пейзажу как воплощению чего-то чудесного, разбавив тем самым акцент и сместив его на природу, а не на центральных персонажей.
После Италии Нестеров вернулся в Уфу. Здесь он заболел гриппом, однако не переставал работать над картиной. Он целиком и полностью жил ей, погруженный в атмосферу сюжета.
Однажды во время работы над картиной он потерял сознание и упал, повредив холст. Пришлось воссоздавать заново всю работу.
Очень примечателен и тот факт, что образ мальчика Варфоломея Нестеров на самом деле срисовал с девочки, страдающей от чахотки. Художник отмечал, что в её облике всё походило на отрока Варфоломея, именного такого, которого он хотел видеть на своем полотне: бледное и осунувшееся лицо, «нездешний» взгляд, тоненькие сжатые ручки. Девочка стала идеальным прообразом для смиренного и кроткого подростка. О её судьбе ничего, к сожалению, неизвестно.
Что же касается художественного описания картины «Видение отрока Варфоломея», то она написана в горизонтальном положении. Сами фигуры героев находятся справа. Старец стоит, облаченный в свое монашеское одеяние, рядом – худенький бледный мальчик с тонкими скрещенными на груди ручками.
На фоне слева расположены холмы, справа – рощи. Нестеров писал пейзажный ряд с красот подмосковных деревень – Комякино и Абрамцево. Художник полностью проникся чувством подлинности этой природы, и признавался, что лучшего ландшафта нельзя было и придумать.
Религия
После «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили заняться росписью храма. Больше 20 лет художник занимался церковными росписями и иконами.
В его картинах удивительным образом сочетается гармония человека с природой. Множество работ будет создано после «Видения отрока Варфоломея», но данная картина так и останется вехой творчества Нестерова, в которой так гармонично воплотилась искренность, тепло и чистота образов на фоне умиротворенной русской природы, преисполненной благодати и покоя.
Краткая биография художника
Родители Михаила Васильевича были очень религиозными людьми, и это мировоззрение они привили своему сыну. Отец семейства всегда поддерживал его в творческих начинаниях и помог поступить в Москву на обучение.
Картина, после которой в высших кругах заговорили о Нестерове, стала его работа «Пустынник». На ней изображен монах-скиталец.
Вдохновленный религиозной тематикой, Нестеров решает отправиться в путешествие на Соловки, в монастырь. Там он наблюдает за жизнью монахов, принявших решение навсегда отречься от мира. Этот опыт отразился на работах Нестерова. Он будет часто изображать человека наедине с природой вдали от пустой суеты.
Однако после революции 1917 Нестерову пришлось сменить направление и переключиться на новый жанр – он начинает рисовать портреты. За некоторые из них художник был даже удостоен ряда государственных наград.
Когда Нестерову было 76 лет (шел 1938 год), его арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. Там художник провел две недели. Его зятя приговорили к смертной казни, а дочь была отправлена в лагерь Джамбул. Оттуда она вернулась инвалидом.
Сам Нестеров скончался в возрасте 80 лет от инсульта.
Смотрите также: