Биография Аристарха Лентулова

Автопортрет в красномЛентулов Аристарх Васильевич – русский и советский художник, один из основоположников русского авангарда, выделяющийся как яркий и жизнерадостный автор солнечных, оптимистичных картин.

Детство

Родился 16 января 1882 года в деревне Чёрная Пятина Пензенской губернии. В семье было четверо детей. Отца, сельского священника, не стало, когда Аристарху было два года. Мать с детьми вынуждена была переехать к своим родственникам в Пензу. Путь Аристарха был предопределён: духовное училище и семинария (дети духовного сословия принимались на учёбу бесплатно). Но, взрослея, он понял, что не хочет связывать свою жизнь с религиозной деятельностью и в возрасте 16 лет оставил семинарию.

Учёба: Пенза – Киев — Пенза

Аристарха влекло искусство, ему посчастливилось войти в первый набор только открывшегося в 1898 году Пензенского художественного училища.

Усилиями первого директора училища К.А. Савицкого, именитого художника и академика живописи, Пензенское училище обрело всероссийскую славу. Здесь преподавали живописец П.И. Коровин, скульптор К.А. Клодт и другие признанные мастера.

После двух лет обучения Аристарх покидает Пензу и поступает в Киевское художественное училище. Вдали от дома жилось труднее: приходится искать заработок, который Аристарху давало рисование на заказ и частное начальное преподавание.

После четырех лет учёбы в Киеве до выпуска оставалось совсем немного, когда Лентулов позволил себе «подкрасить и причесать» на своё усмотрение этюд преподавателя. Эта дерзость повлекла за собой отчисление. В 1905 году молодой художник возвращается в родную Пензу и получает диплом в училище Савицкого.

Петербург, знакомство с футуристами

В 1906 году – попытка поступить в Академию художеств в Петербурге. Выполняя экзаменационное задание (изображая натурщицу), Лентулов на замечание преподавателя умудрился резко и непочтительно ответить. Непонимание возникло по поводу цветовых решений молодого художника. Лентулова не приняли, но преподающий в академии художник Кардовский (помощник Репина) отметил его явный талант и предложил обучение в частном порядке. В мастерской Кардовского Лентулов учился в 1907-1908 годах.

Эти два года не прошли даром: Аристарх знакомится с разными направлениями в художественном искусстве, в частности, с футуризмом, который в те годы в России только складывается. Первые русские футуристы художники братья Бурлюки, живописец Петр Кончаловский, поэт и прозаик Василий Каменский – чрезвычайно интересны Аристарху идеями и близки энергетически. Он принимает участие в авангардных выставках, впервые проводившихся в Петербурге. Входит в творческое объединение «Венок-Стефанос», продвигающее новейшее искусство.

Москва, Париж

В 1908 году – переезд в Москву, в том числе с целью пропаганды свежих художественных идей. Первая выставка неформального объединения называлась «Стефанос», она была организована в Строгановском училище. Затем в течение двух лет ещё несколько выставок. В конце 1910 – начале 1911 года проведена скандальная выставка авангардистов «Бубновый валет». После неё художники, среди которых уже утвердился Аристарх Лентулов, именно так назвали своё творческое объединение (просуществовало до конца 1917 года). Основной целью творческого объединения «Бубновый валет» был переворот в русском искусстве путём полного отрицания академизма и реализма (вслед за французами и немцами).

1911-1912 годы художник провёл в Париже. Перед Лентуловым стояла задача в совершенстве освоить технику и приёмы кубизма как авангардного направления в искусстве, зародившегося во Франции. Кубизм для Аристарха Лентулова стал откровением и источником творческого подъёма. Вернувшись в Россию, художник в созидательном порыве создаёт серию ярких абстрактных натюрмортов в технике кубизма.

Приобщение к искусству Запада окрылило Лентулова: он пишет много, легко и свободно, не скупясь на краски, насыщая полотна безудержным солнцем и даже звоном. Радость, восторг и сказочный свет во всех картинах художника, особенно архитектурных.

Лентулов и революция

С начала 1917 года Россию трясёт от революций и переворотов. Эти события Аристарх Лентулов принял восторженно, эмигрировать даже не собирался, с интересом и воодушевлением наблюдал за переменами на родине. С увлечением и характерной для себя буйной фантазией украшал улицы и площади Москвы ко дню первой Октябрьской годовщины. По воспоминаниям современников, особо запомнился его арт-объект в неистовых цветах у Большого театра.

Затем он начинает преподавательскую деятельность в различных художественных учебных заведениях Москвы. Студенты любили Лентулова – он был лёгким, весёлым человеком.

Параллельно Аристарх Васильевич работает в Камерном, Большом и оперном театре Моссовета художником. За создание декораций к «Демону» Рубинштейна в 1925 году получает диплом на Международной выставке в Париже. По воспоминаниям актёра Игоря Ильинского о работе Лентулова над «Сказками Гофмана», декорации и костюмы из простой бязи были так мастерски расписаны художником, что сделали спектакль ярчайшим явлением.

Все годы Аристарх Лентулов много пишет, постепенно отходя от авангардизма, но персональная выставка в его жизни была только одна, в 1933 году. Примерно до этого времени картины Лентулова отличаются яркостью, радостью, движением. Написанные по принципам кубизма, экспрессионизма и футуризма, они прославили своего создателя как «художника солнца». Позже полотна Аристарха Васильевича приобрели заметную сдержанность, краски стали более скупыми, он постепенно уходит от декоративности.

Личная жизнь

У художника было два брака. Первая жена Наталья в 1906 году родила сына Александра, который стал актёром (снимался в картине «Суворов» (1941), где играл Павла I). Брак распался.

Вторая жена Мария стала настоящей музой, верной подругой на долгие годы. В 1913 году родила дочь Марианну, ставшую искусствоведом. Этот брак настоящее счастье художника. Лёгкая на подъём и приветливая, супруга создала в доме добросердечную атмосферу, притягивавшую не только Аристарха как хозяина и мужа, но и множество гостей из творческой среды. Музыканты, художники, литераторы часто собирались у Лентуловых. Здесь было всё: философские беседы, вино, игры, шутки, стихи, музицирование, пение. Сам Аристарх Васильевич, крупный мужчина высокого роста и атлетического сложения, имел прекрасный слух и, по воспоминаниям дочери, отваживался петь даже при Шаляпине. Любил он напевать и за работой.

Самые известные картины Лентулова

Полотна Аристарха Лентулова находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Наиболее известны:

  • «Автопортрет в красном» (1908);
  • «Дети с зонтиками» (1912);
  • «Василий Блаженный» (1913);
  • «Звон» (1915);
  • «Автопортрет «Великий художник» (1915);
  • «Церковь в Алупке» (1916);
  • «Ночь на Бронной» (1927) и другие.

В 1930-х годах художник писал работы, как говорится, в ногу со временем: отражающие неимоверный рост промышленности и хозяйства, который восхищал Лентулова как гражданина:

  • «Лица поколения»;
  • «Керченский завод»;
  • «Чтение газеты» и другие.

На сегодня рекордная сумма за проданную картину Лентулова составляет 3,5 млн. долларов («Церковь в Алупке» и «Дети с зонтиками»).

Жизнь на излёте

С началом Великой отечественной войны Лентулов эвакуировался в Ульяновск. В 1942 году пишет «Оборону Ленинграда», совсем далёкую от своих ранних работ. Но возраст, переживания и болезни подкосили силы энергичного и жизнелюбивого весельчака. Лечение и операция не дали результатов и 15 апреля 1943 года в Москве Аристарх Васильевич умер.

Наследие художника

Лентулов в числе первых нашёл ответ на вопрос, каким ему видится искусство нового века. Его идея состояла в индивидуальном подходе творца-художника к выражению реальности и материальности. Тогда зритель не только увидит другой, необычный мир, но и почувствует его и даже услышит.

Всмотритесь в картины Аристарха Лентулова: получить новые эмоции — это так ценно.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector