Марк Ротко, биография мастера, обманчивая простота его картин

Художники разных стран

Марк Ротко – американский художник, прославившийся как основоположник и ведущий представитель живописи цветового поля, целого явления в художественном искусстве середины ХХ века.

Происхождение

Маркус Янкелевич Роткович (настоящее имя) родился 25 сентября 1903 года в Двинске Витебской губернии (сейчас латышский Даугавпилс) в еврейской семье, в которой стал четвёртым ребёнком. Отец был аптекарем, мать занималась детьми и домашним хозяйством. Жили небогато, и её глава, имея марксистские взгляды и несколько критическое отношение к религии, старался дать детям светское, не связанное с церковью, образование. Он прочил детям лучшую, нежели у него, судьбу, и будущее, связанное с политикой и экономикой. Так учились старшие дети. По неизвестной причине младшему сыну отцом была приготовлена другая участь – в 5-летнем возрасте Маркуса устроили в хедер, частную школу для мальчиков. Здесь светских предметов не преподавали.

Решение об эмиграции

К 1910 году, когда подросли старшие сыновья и возникла угроза, что их заберут в царскую армию, глава семейства надумал пополнить ряды евреев, которые решали проблемы переездами за океан. Масла в огонь подливали время от времени происходящие погромы, когда евреев убивали просто за национальность десятками и сотнями.

Два брата отца уже обосновались в США и даже завели бизнес (шили одежду). Первыми из семьи Маркуса отправились в Америку отец с двумя старшими сыновьями, а в 1913 году на землю Нью-Йорка сошёл маленький Маркус в сопровождении матери и сестры. В Портленде семья воссоединилась.

Первые годы эмиграции

Не успели Ротковичи наладить жизнь, как внезапно от рака умирает отец большого семейства. Это станет страшным ударом, первым в череде трагедий и событий, выявившим, насколько Маркус эмоционален и раним, как чувствительна его душа и уязвима психика.

Скоропостижная гибель отца на время сблизит Маркуса с религией, в которой он будет искать утешения и ответов на свои детские вопросы. Но местную синагогу он выдержит не больше года – в один прекрасный день мальчик принял решение больше никогда там не появляться, а заняться делом и учёбой.

Взгляд отца на образование и его усилия не прошли даром. По уровню знаний Маркус превосходил своих сверстников: принятого сначала в 3-й класс, его вскоре перевели сразу в 5-й. Дальнейшая учёба давалась легко. Закончив школу с отличием, Маркус заработал грант на обучение в университете Йеля (на первый курс). Затем, чтобы добыть денег, пришлось браться за любую работу. Продлилось это недолго – совмещение труда официанта и посыльного с лекциями в университете Маркусу не понравилось, к тому же американские студенты казались ему излишне напыщенными, а часто и по-расистски настроенными. Не закончив второго курса, Маркус бросил учёбу (вернётся он сюда через 46 лет – получать почётную докторскую степень).

«Родился как художник»

В 1923 году Маркус зашёл к своему другу в мастерскую Лиги студентов-художников Нью-Йорка. Увиденное, как вспоминал позже художник, поразило его, именно этот момент он считает судьбоносным.

Решив попробовать себя в живописи, Маркус начинает искать себя и своего учителя:

  • В Лиге, где его и посетило озарение насчёт своего предназначения;
  • В Новой школе дизайна, где встретил Аршиля Горки, преподавателя, одного из основоположников абстрактного сюрреализма;
  • На курсах у Макса Вебера, где он учился всего полгода (с перерывами с конца 1925-го по июнь 1926-го), но явное влияние этого наставника заметно в ранних работах молодого художника.

В результате у Маркуса сформировалось отношение к искусству как способу самовыражения, где кистью управляют эмоции художника, его религиозность и глубокие чувства.

Первые результаты

В 1928 году – начинает участвовать в выставках. Марк Ротко картинам этого периода, экспрессивным полотнам, придаёт тёмную тональность. Сюжеты – интерьеры и виды города. Картины художника Ротко, делающего первые шаги в живописи, были одобрены как профессиональным сообществом, так критиками и зрителями. Без восторгов, но всё-таки первый успех.

Удаётся найти и работу по профилю: иллюстрировать книги и даже давать уроки рисования. В Центральной академии Бруклинского еврейского центра он преподавал живопись с 1929 по 1952 год.

В начале 1930-х Маркус сблизился с группой начинающих художников, идейным вдохновителем которых был Мильтон Эвери. Именно этот модернист оказал огромное влияние на становление искусства Ротко – цвета, идеи сюжетов он стал заимствовать у Эвери.

В 1933 году – первая персональная выставка (в Портленде). Теперь ничто не может заставить Маркуса поменять вектор своего движения – он окончательно решил посвятить свою жизнь искусству. Даже финансовые проблемы его семьи, желающей другой, более понятной трудовой деятельности для Маркуса, ничего не изменили.

В конце 1933 года – персональная выставка в Нью-Йорке, вызвавшая большой интерес искусствоведов и любителей нестандартной живописи. Цветовые поля наступали.

Страшные сороковые и новое имя

Маркус видел, как стремительно растёт влияние идей нацистов в Европе и захватывает всё новые государства. В его душе поселился страх – вдруг США начнёт депортировать евреев, ведь он не гражданин этой страны. В 1938 году он подаёт заявление с просьбой об американском гражданстве и вскоре его получает. Более того, стремясь слиться с англоязычным обществом, прибегает к сокращению своего имени и фамилии. Так появился Марк Ротко – сочетание, не привлекающее внимание национальной составляющей.Причина по которой Маркус Янкелевич Роткович сократил идя до Марка Ротко.

Потрясения от того, что творилось человечеством в годы Второй мировой войны, нанесли психике эмоционального художника непоправимый удар. Он всю жизнь будет вынашивать идею создать цикл полотен, посвящённых Холокосту – для специального музея, для памяти потомков (но так и не написал).

Всё последующее творчество художника так или иначе выражает его ужас, как человека и гражданина, перед случившимся в эти годы насильственным уничтожением миллионов людей по национальному признаку – он, еврей и чуткий человек с хрупкой психикой, не мог перестать думать об этом.

Перелом 1950-х

Картина Матисса «Красная студия» приковала возле себя Марка Ротко на несколько часов. Это произошло в Нью-Йорке, в Музее современного искусства. Собственное озарение и выход цвета в своих работах на первый план художник позже объяснял потрясающим эффектом от картины, прочувствованной им. Он, по словам живописца, словно стал этим цветом, совершенно пропитавшись им. И мозг под влиянием цвета рождал то ли видения, то ли мысли…

В этом направлении, осваивая цветовые поля (мультиформы), в дальнейшем и экспериментирует, постепенно приходя к фирменному стилю. Картины Марка Ротко с 1950-х будут всё больше пользоваться спросом. Гонорары всё выше, покупатели всё богаче, организаторы выставок занимают лучшие залы.

Депрессивные годы

Эта коммерциализация искусства привела к тому, что Ротко задумался, а художник ли он вообще. Постепенно яркая палитра стала уступать место тёмной, а затем и серо-чёрной. В 1964 году мастер начал работать в студии, лишённой окон. Масляные краски, дающие эффект света и сияния, заменяет на быстросохнущий акрил.

С молодых лет, как представитель богемы, Ротко легко относился к употреблению алкоголя – теперь привычка выпивать по любому поводу превратилась в манию. В 1968 году у него диагностировали «аневризму аорты», но на запреты врачей художник не обращал внимания.

25 февраля 1970 года живописца нашли мёртвым – он наглотался антидепрессантов и перерезал себе вены.

Самые известные картины Марка Ротко

Живописец предпочитал писать крупноформатные полотна. Ведь картины художника Ротко – живопись уникальная, нацеленная объять зрителя, поглотить его. Поэтому мастер всегда диктовал устроителям выставок условия размещения своих работ: залы должны быть непроходными, с чётко определённым освещением, картины развешиваются на заданной высоте, а зрителю полагалось для достижения максимального эффекта стоять на конкретном расстоянии.Мнение автораКак должны быть расставлены картины на выставке! Учитесь.

Такие работы и стали самыми знаменитыми:

  • «Медленный водоворот на краю моря» (191,4 х 215,2 см, 1944);
  • «Королевский красный и синий» (288,9 х 171,5 см, 1954) – полотно-рекордсмен по цене, было продано за 75,1 млн. долл.;
  • «Оранжевый и жёлтый» (231,1 х 180,3 см, 1956) – 87 млн. долл.;
  • «Четыре тёмные отметины на красном» (259,1 х 294,6 см, 1958);
  • «Чёрный и серый» (203,3 х 175,5 см, 1970). На вопросы, что означает эта расцветка, художник просто отвечал, что подобные картины о смерти – стой и думай.

Может, действительно не зря за картины Ротко отдают баснословные деньги – человеку, как и человечеству в целом, всегда есть о чём подумать, оказавшись магическим образом внутри полотна.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Юлия

    Никогда не слышала об этом художнике! А по поводу картин… и правда, есть над чем подумать))) Во всех смыслах!

    Ответить