Завтракаем на траве с Клодом Моне

Завтрак на траве

  • Автор: Клод Моне;
  • Год: 1866;
  • Место нахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва;
  • Размер: 130 × 181 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость не известна.

Картина «Завтрак на траве» французским художником, будущим лидером импрессионистов, Клодом Моне (1840-1926) создавалась как отклик на скандальное полотно «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (1832-1883) с одноимённым названием, которое выставлялось в 1863 году на Салоне отверженных, специально учреждённой Наполеоном III выставке картин, не допущенных жюри на Парижский салон.

Две картины

«Завтрак на траве» Клода Моне существует в двух размерах:

  1. 130 х 181 см – законченное полотно – написано в 1866 году маслом на холсте. Принадлежит Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
  2. 465 х 640 см – полотно не закончено и частично утрачено – два сохранившихся фрагмента входят в коллекцию музея Орсе в Париже, который специализируется на произведениях импрессионистов и их последователей.

Замысел

Клод Моне «Завтраку на траве» прочил заметное место на Парижском салоне 1866 года. Приступив в 1865 году к меньшему варианту, художник рассчитывал должным образом проработать этюд и, добившись собственного удовлетворения результатом, перенести его на большое полотно, предназначенное к показу. Художник задумал переход от малых форм к полотнам внушительных размеров. Вместе с тем написание крупногабаритной картины воспринималось живописцем как проверка собственных сил и вызов обществу – Моне желал взять реванш за критику его работ на Салоне отверженных в 1863 году. Размер полотна, в разы больший, чем картины той же тематики, пикников, Мане и Курбе (1819-1877), играл в этой задумке не последнюю роль. Мане, кстати, поначалу очень раздражался от сравнения с Моне, Клод во избежание недоразумений подписывал свои работы именем и фамилией.

Лесные лужайки и дороги

Для работы молодой амбициозный художник выбрал лес Фонтенбло, излюбленную сцену французских живописцев – на выставках в Салоне на протяжении XIX века картин с изображением леса было представлено более полутора тысяч. Прибыв в апреле 1865 года в Шайи, деревню на краю лесного массива, Моне делает пейзажные этюды разных размеров – писать с натуры, на природе, выбирая солнечные просторные места, художник очень любил. Только на обширных полянах, у дороги было достаточно света, неба, теней – контрасты и блики всегда интересовали живописца, а их изображение было сильной стороной Моне. Он концентрировался на освещении стволов деревьев, их листвы, ветвей, наблюдал и стремился передать их объём, текстуру, а также игру цвета и его прямую зависимость от освещения. Практика в Фонтенбло дала прекрасный материал для ландшафтного фона и других картин Клода Моне – «Завтраком на траве» художник не ограничился. Это серия, связанная с дорогой на Шайи, картина «Пикник».

Модели и этюды

Музей Орсе в Париже

Молодой Моне людей в то время ещё писал, на картине предполагалась большая их группа. Позировать для мужских фигур было поручено друзьям и соратникам по художественной мастерской Фредерику Базилю и Альберту Ламброну. С кого Моне писал дам, доподлинно не известно: возможно, позировали разные женщины или одна – возлюбленная художника Камилла. В августе Моне приступил к композиционным зарисовкам на бумаге и групповым этюдам на холсте. До наших дней дошло всего три подготовительных работы к меньшему полотну, которое, в свою очередь, тоже задумано как предварительное – главной целью была будущая большая картина. Художник был всецело поглощён ею, думал только о ней – подобная одержимость и зацикленность на какой-либо художественной идее с годами станет всё больше управлять творческой жизнью мастера.

Описание картины

По начатому в Шайи, а законченному в мастерской осенью 1865 года первому холсту, можно судить, как бы выглядело задуманное большое полотно. На малой картине перед зрителем ясный летний день, негустой лес и 12 фигур: это элегантные мужчины в костюмах и женщины в кринолинах. Они устроили пикник на уютной лесной поляне, выбрав место достаточно просторное и удобное, где огромные вековые деревья немного расступились. Расстеленная прямо на траве белая скатерть уставлена едой и напитками: здесь простые блюда, которые французские буржуа могли захватить с собой, фрукты, вино. Вокруг скатерти, сидя, полулёжа и стоя, расположилось общество. Очевидно, что все давно знакомы – беседуют и отдыхают в непринуждённых позах. Они только что пришли – еда ещё не тронута, одна женщина расставляет тарелки. Просвет между героями картины со стороны зрителя однозначно делает его участником приятной прогулки и привала на опушке. И позволяет вместе с левреткой, изображённой в самом низу по центру, рассматривать детали: наряды дам, импровизированный стол, позы и пиджаки мужчин. На мощном стволе дерева справа вырезано сердце, пронзённое стрелой, символ любви – вероятно, так художник обозначил свои романтические отношения с Камиллой, какие у него развивались в тот период жизни.

Композиция многофигурная, но главным в ней всё-таки являются не люди, а свет в своём живом действии – солнечные блики сквозь прореженные кроны деревьев, тени разной степени – цветная одежда отдыхающих, стволы и листва деревьев, земля дают художнику неисчерпаемый материал для исследований.

Всё-таки большой формат и студийный перенос эскизов не для Моне

По возвращении в Париж Моне приступил к осуществлению задуманного. При переносе эскиза на огромный холст художник прямо по ходу работы менял кое-что: внешность и телосложение одного мужчины, сделав его похожим на Курбе, расцветку платья дамы слева, её головной убор. Эти незапланированные коррективы отнимали много времени и сил, к тому же студийную работу Моне не любил. Посмотреть, как продвигается дело, в мастерскую заглядывали разные художники. Моне быть бы твёрже в своих убеждениях, но он послушал советы Курбе, старшего товарища, по поводу платьев женщин. Начатые переделки не нравились, настроение портилось и, в конце концов, Моне понял, что к выставке не успеть и прекратил работу над полотном. Срочно занялся другими картинами, чтобы было что представить на Салоне (который всё-таки увенчался для него успехом).

Путь большого «Завтрака на траве» к музею Орсе

Незаконченный холст в 1874 году был оставлен в залог хозяину дома, арендованного Моне, так как тому нечем было заплатить. Только через 10 лет художник выкупил свою картину. К сожалению, правая треть полотна была испорчена безвозвратно (картина хранилась в сырости и холоде). Моне её просто отрезал. Оставшийся кусок разрезал на два фрагмента, которые после смерти художника сначала хранились у его сына Мишеля, затем в частных коллекциях до передачи государству в 1986 и 1987 годах.

Как малый «Завтрак на траве» попал в Россию

Картина была куплена лично у автора московским купцом и коллекционером Сергеем Щукиным в ноябре 1904 года. Это было тринадцатое полотно Моне в собрании мецената. После национализации его коллекции и передачи картины в разные годы от музея к музею осела в стенах Пушкинского. Это полотно художнику вполне удалось и ясно демонстрирует талант молодого мастера, впереди у которого сотни прекрасных картин.

Топ известных картин Клода Моне

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий