«Менины» Веласкеса — анализ картины, малоизвестные факты

1656 г.«Менины» — общепризнанный шедевр Диего Веласкеса. Картина относится к направлению барокко, а написана она была в 1656 году в Испании. Главные персонажи — это инфанта Маргарита и ее менины (в Испании и Франции так называли свиту-сопровождение при особе наследника или наследницы престола). Полотно имеет достаточно сложную зеркальную композицию, а многие детали картины часто ускользают от зрителя при первом просмотре. В нашей статье мы произведем анализ сюжета и композиции полотна, а также узнаем несколько малоизвестных фактов, которые может не знать неподготовленный зритель.

Технический аспект

Техническое описание картины Веласкеса «Менины»:

Полное название картины Las Meninas (Менины)
Дата и место создания 1656 год, Испанская империя
Стиль Испанское барокко
Живописная техника Масляная живопись, холст
Размеры картины 3,18 x 2,76 м
Где сегодня хранится картина Музей Прадо, Испания, Мадрид (инвентарный номер P001174)

Основные персонажи полотна

На полотне Диего Веласкеса «Менины» изображено 11 человек и 1 собака. У всех персонажей картины есть реальные прототипы, которые опознаны современным искусствоведами. Вопросы вызывает только таинственный человек на заднем плане, относительно личности которого все еще ведутся споры. Большинство искусствоведов склоняется к версии, что пространство картины — это художественная мастерская самого Диего Веласкеса, о чем можно догадаться по холсту (в левом нижнем углу), картинам на стенах и персонажу у холста, у которого в руках находится кисточка и палитра.

Инфанта Маргарита

Центральный персонаж полотна — это инфанта Маргарита, которой на момент написания «Менин» было 4 или 5 лет. Маргарита — достаточно популярный персонаж полотен Веласкеса, а за свою жизнь художник написал ее 5 раз (4 детских портрета в платьях различных цветов + «Менины»). У Маргариты достаточно трагическая судьба — в 1666 году она вышла замуж за Леопольда I и была провозглашена в качестве императрицы Священной Римской империи. Однако королевой она побыла совсем недолго — в 1673 году она умерла на 22 году жизни от осложнений, связанных с родами и беременностью.

Фрейлины, слуги и карлики

Справа и слева от Маргариты можно увидеть двух девушек — это фрейлины инфанты. Одна из фрейлин склонилась к инфанте в почтительном поклоне, а другая протягивает Маргарите сосуд с водой. Справа на среднем плане также можно заметить женщину и мужчину — это компаньонка и охранник инфанты. Справа на переднем плане нарисовано 2 карлицы — в то время они выступали в роли шутов. Характерная деталь: слуги и фрейлины тогда редко попадали на полотна живописцев, а карлики и вовсе считались людьми второго сорта, поэтому Веласкес в этом смысле является новатором.

Диего Веласкес

Слева рядом с холстом изображен человек с кисточкой и мольбертом в руках — это сам художник Диего Веласкес. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что в реальной жизни Веласкес выглядел немного по-другому, а на картине изображен не реальный, а идеализированный автопортрет художника. На груди у художника можно заметить стилизованный красный крест — это знак рыцарского Ордена Сантьяго. Что характерно: Веласкес был возведен в рыцари Сантьяго уже после смерти королем Филиппом IV. Поэтому многие искусствоведы склоняются к версии, что изначально креста на полотне не было — он был дорисован в 1660 году по приказу Филиппа IV (есть гипотеза, что крест рисовал лично король).

Филипп IV и Марианна Австрийская

Если обратить внимание на небольшое зеркало, которое висит на стене на дальнем плане, то там можно увидеть двух людей — это король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская. Эта деталь также является новаторской: король и королева вытеснены на периферию (по сути они находятся за пределами картины), а главными героями здесь являются второстепенные персонажи — карлики, слуги, охранник и так далее.

Таинственный человек

В дверях на заднем плане можно также увидеть таинственного человека. Его личность до сих пор остается спорной. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что этим человеком является гофмейстер королевы Марианна Австрийской, который также являлся хранителем королевских гобеленов. Также есть версия, что таинственный человек — это неизвестный друг или родственник Веласкеса, который часто приходил к нему в мастерскую.

На кого смотрят персонажи картины?

Главная изюминка полотна «Менины» Веласкеса — это необычный сюжет. На первый взгляд может показаться, что все персонажи картины смотрят на зрителя. Однако при детальном рассмотрении выясняется, что это не совсем так — на самом деле все смотрят на короля и королеву, которые отражаются в настенном зеркале. При этом Филипп IV и Марианна Австрийская оттеснены на второй план — главными персонажами картины являются инфанта и художник, а также различные слуги, которые в то время считались людьми второго сорта. В этом смысле картина является революционной — она изображает простую жизнь испанского двора, где главные персонажи — это фрейлины, охранники, карлики.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector