Диего Веласкес — художник реалист эпохи барокко

Фрагмент картины Менины 1656 г.Золотой век испанской живописи неизменно ассоциируются с именем Диего Веласкеса. Художник-индивидуалист эпохи барокко был придворным живописцем Филиппа IV. Исторические, библейские сцены, портреты знати и простолюдинов — творческое наследие стало основой развития романтизма и импрессионизма. Картины Диего Веласкеса собраны в лучших музеях мира, мастерству великого гения посвящены документальные фильмы.

Детство

Испанский художник родился в Севилье в 1559 году. Диего был старшим сыном среди 8 детей, с детства отличался любовью к искусству. Увлекался философией, языками, рано проявил талант к живописи. Первым учителем стал Франсиско Эррера, но учеба продлилась недолго, склочный характер наставника стал причиной ухода. Двенадцатилетний Веласкес поступает на обучение к Фрасиско Пачеко, ставшим проводником в мир живописи. Собрав под своим началом талантливых детей, создал настоящий храм искусства. Учеба продлилась 6 лет, завершилась сдачей экзаменов, благодаря протекции своего учителя стал членом гильдии живописцев Севильи.

Ранние работы

1618 год — женится на дочери своего наставника, Хуане Пачеко. У пары было двое детей, старшая Франциска вышла замуж за ученика Веласкеса, повторив судьбу матери. Младшая Игнасия умерла, будучи младенцем. Севильский период отличается светотеневым моделированием фигур, скупостью натюрмортов, сопоставлением контрастов энергичной молодости и умудренной старости. Картины отражали сцены из жизни простолюдинов, ощущается влияние школы Караваджо. «Старуха, жарящая яйца», «Завтрак» были написаны в жанре bodegones, изображались сцены трактирной жизни, часто служили украшением заведений. Работает над моделированием объемов, художественные приемы позволяют отойти от плоскости пространства.

При дворе короля

1627 год — одержал победу в конкурсе живописи, устроенным Филиппом IV. Главной наградой стала должность камергера, через год стал придворным художником. С монархом связывали теплые отношения, дружба на протяжении всей жизни. Живописец был невольным свидетелем жизни Филиппа IV, работы мастера стали отражением целой эпохи роскоши знати, духовенства и контрастного бедственного положения народа.

Завоевание Италии

1629 год — с разрешения монарха отправился в свое первое путешествие по Италии. Большое влияние оказало творчество Микеланджело, картины Веласкеса отличались реалистичностью изображения, испанцы называли его не иначе как художник истины. Италия же являлась Меккой искусства, работы мастеров часто приукрашивали действительность. Чтобы добиться признания на родине Караваджо, Веласкес написал портрет своего слуги, мавра Хуана де Парехи. Насколько изображал он знать в неприглядном свете, настолько удавалось выгодно подчеркивать достоинства простолюдинов.

Библейские сюжеты

1630 год — была создана «Распятие Христово». Вместо традиционного для барокко пейзажа задний фон был представлен темно-зеленым полотном. Смерть Христа изобразил без выражения страданий, охватывает атмосфера безмолвия, тишины. Светлый лик вокруг головы отображает момент восхождения на небеса.

«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» — еще одна картина на библейскую тему написанная для монастыря Сан Лоренцо. Автор использует сложную сюжетную линию, теорию жестов, цветовую гамму венецианской школы.

Портрет графа Оливареса

Картина Веласкеса 1638 года является погрудным портретом первого министра Испании, в руках которого была сосредоточена вся власть. На непримечательном серо-оливковом фоне изображен граф Оливарес в подчеркнуто скромном камзоле. Портрет отличается реалистичностью, использованием тончайших оттенков создает эффект живого изображения. Яркий пронзительный взгляд выдает острый ум и честолюбие, испанский художник писал портреты души, раскрывая пороки знати.

Иннокентия X  1650 г.Портрет папы Иннокентия X

1649 – совершил второе путешествие в Италию, был признан именитыми художниками, получил заказ на написание папы Иннокентия. Понтифик был поражен реалистичностью работы. Острый пронзительный взгляд, безжалостное властное выражение наводили ужас на окружающих. Самому понтифику работа понравилась, повесил картину перед своим кабинетом.

Влияние итальянской школы

1651год — возвращается в Мадрид, вдохновленный Италией, приступает к созданию своих самых знаменитых работ. «Венера перед зеркалом» отличается от строгой, католической живописи, наполнена чувственностью, негой, характерной для итальянских мастеров.

Портрет короля ФилиппаПортрет Филиппа IV

Вернувшись к обязанностям при дворе, приступил к созданию портретов членов королевской семьи. Написал более 40 портретов испанского короля, внимательно следил за жизнью монарха. Веласкес изображал молодого Филиппа IV мудрым правителем, отважным рыцарем, искусным наездником, значительно украшая действительность. В течение 10 лет король отказывался «смотреть на себя в зеркало». Художник, несмотря на дружеское расположение Филиппа IV, получил запрет на создание его портретов. Лишь в 1656 году монарх согласился на написание своего последнего портрета. Величественный, печальный король, стал отражением собственного правления. Реалистичность вновь одержала победу, несмотря на привязанность к монарху его и многолетнее покровительство.

Инфанта

Еще одной знаковой работой стала «Менины», изображающая семью испанского монарха — Филиппа IV, его супругу Марианну и инфанту Маргариту. При написании Веласкес картины использовал множество художественных приемов. Надменная юная принцесса является олицетворением могущественной Испании. В зрелый период творчества создает знаменитые портреты королевской семьи, воплощая философское осмысление жизни.

При дворе

Особого внимания заслуживают портреты карликов и шутов, отображая мудрость, образованность, противопоставляя невежественным вельможам. При написании портрета Себастьяна де Морра изобразил трагедию придворных шутов. Знатный дворянин отличался острым умом, обаянием, Диего Веласкес картины подчеркивали контраст глубокого внутреннего мира и внешнего несовершенства.

1658 Г.«Пряхи»

1655 год — были написаны «Пряхи», прослеживается влияние творчество итальянских живописцев. Название отображает сюжет картины, считается одной из лучших работ испанского гения. Сложное полотно, насыщенное множеством деталей, включает любимый прием автора — «картина в картине». Жанровой картине придает глубину мифологический сюжет, позаимствованный из басни Овидия.

Последние годы живописца

1659 год — король посвятил в рыцари ордена Сантьяго. Через год становится свидетелем помолвки старшей дочери Филиппа IV. Событие стало фатальным для художника, его охватила лихорадка. В начале августе 1660 года испанский гений скончался.

Творческое наследие художника:

  • «Завтрак»;
  • «Поклонение волхвов»;
  • «Кузница Вулкана»;
  • «Распятие Христово»;
  • «Портрет папы Иннокентия X»;
  • «Портрет Хуана де Парехи»;
  • «Портрет Филиппа IV»;
  • «Портрет инфанты Маргариты»;
  • «Менины»;
  • «Пряхи».
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector