Венера с зеркалом – тайная страсть испанского живописца Диего Веласкеса

Шедевры мирового искусства

Диего Веласкес один из известнейших художников золотого века живописи в Испании. Но если вы зададите галерею его работ, то скорее всего будете разочарованы, поскольку большинство из них на первый взгляд кажутся банально заурядными для современного восприятия.

Коронованные особы, придворная знать в дорогих помпезных нарядах, постоянная почти однотипная игра на контрасте светлых человеческих фигур и монохромно-черного фона или пасторальных пейзажей, благородные сытые лица со стеклянным выражением глаз и почти полным отсутствием эмоций. При этом замечается практически полное отсутствие даже намека на какой-то сюжет, историю или интригу.

Все это вполне закономерно, ведь Веласкес был придворным живописцем. Большая часть его картин был написана для королевского двора, и вынуждена была соответствовать образу того времени, в котором все было нарочито на показ. Высшее общество – вельможи и дворяне, равно как и королевские особы, подчинялись строгому этикету. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию и подчинению канонам церкви и святейшей инквизиции.

Церковная цензура и необычный сюжет знаменитого шедевра

Картина «Венера с зеркалом» уникальна, поскольку это единственное творение Диего Веласкеса в таком стиле, сохранившееся до наших времен. Нарисовать придворному художнику обнаженную женскую натуру в то время было не менее опасней, чем попробовать посягнуть на престол или папский авторитет. Посему церковь крайне четко определяла правила написания подобных картин.

С оригинала разрешалось срисовывать только лицо и руки, остальное нужно было воспроизводить по гравюрам древних немецких мастеров. Посягнувший на эти правила отлучался от церкви, и даже мог лишиться головы. Сложности добавляло и то, что испанские вельможи весьма охотно доносили друг на друга.

Художники из других стран особо не стремились в то время попасть в Испанию. Но Веласкес родился и вырос в своей стране, и могучая смесь творческого таланта с горячей испанской кровью не желала мириться с этими ограничениями. Его решение показать миру свое творение «Венера с зеркалом», проявить себя именно с этой стороны в живописи, было явно продиктовано не простыми обстоятельствами и большим риском. Что двигало им в тот период и какие события предшествовали этой работе?

Ранний период творчества Веласкеса

Чтобы наиболее полно представить себе обстоятельства вокруг этого художника, необходимо вспомнить некоторые факты его биографии. Родился в солнечной андалусской Севилье, с раннего детства учился живописи и рисунку у известного мастера Франсиско Пачеко, который был всесторонне развитым интеллектуалом, ярым последователем Микеланджело и Рафаэля, и занимал пост цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции.

Франциско первым разглядел в молодом ученике гения, и не преминул выдать за него свою дочь, а также представить его ко двору. Удача благоволила молодому гению, и уже в возрасте 18 лет он переезжает с семьей в Мадрид. В результате стечения обстоятельств он становится придворным художником и даже фаворитом самого короля Испании Генриха IV, который сказал, что не хочет, чтобы кто-то другой писал его портреты.

Головокружительный взлет карьеры придворного живописца не оставил равнодушными других претендентов на эту вакансию при дворе. Однако талант мастера, его способность буквально оживлять человеческие образы на своих полотнах, сделали свое дело.

Поездки в Италию

Веласкес несколько раз ездил в Италию, знакомясь там с шедеврами итальянских мастеров. Насколько они произвели на него впечатление можно судить по его работам позднего периода творчества.

Во второй поездке ему довелось участвовать в дипломатической миссии. Помимо этого, он отвечал за закупки шедевров итальянских мастеров для испанского двора. Возможно для своей Венеры с зеркалом он позаимствовал сюжет у Тициана. Однако некоторые исторические ссылки утверждают, что у него была тайная любовная связь на стороне, в результате которой даже родился ребенок.

Тайна Венеры Веласкеса

На известном полотне мы видим обнаженную фигуру женщины, написанную в невероятно эротичном и в то же время скрытом ракурсе. Показывая всю прелесть своей фигуры, ее лицо обращено к художнику Диего через зеркало, которое держит купидон. Однако черты лица смазаны, и образ модели виден не отчетливо. Разумный и очень расчетливый живописный прием, который исключал любые подозрения на конкретную личность.

Нельзя не заметить, что художник остался верен и своей манере игры на контрасте. Светлая, местами почти белая кожа модели кажется еще светлее на фоне черной шелковой простыни. А красная портьера на заднем плане, символ папской церкви, остается зримой, но никак не влияющей на совершенство божественной красоты.

Некоторые историки живописи предполагают, что возможно смысловым центром картины «Венера перед зеркалом» является не столько сама богиня, сколько одна деталь, через которую она является миру. То самое зеркало, которое художник изобразил в качестве предмета для созерцания, является в аллегорическом смысле им самим. Благодаря таланту, служащему этой красоте, художник показывает ее нам в невероятно привлекательном и соблазнительном виде. Нам, зрителям и почитателям его гениального таланта, прошедшего сквозь века в совершенно иную, но не лишенную чувства прекрасного, цивилизацию.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector