Клод Моне и его утонченное впечатление на картине «Впечатление. Восходящее солнце»

Впечатление. Восходящее солнце 1872 г.«Впечатление. Восходящее солнце». Так после некоторых раздумий Клод Моне переименовал свою новую картину «Море», написанную в порту Гавра с натуры. Название стало судьбоносным – художник горячо верил, что пришло время для новой живописи и он стоит у её истоков. Именно создание Клодом Моне «Впечатления. Восходящее солнце» на заре импрессионизма стало первым шагом и дало меткое и выразительное название этому направлению в искусстве (фр. Impression переводится как «впечатление»).

Картина небольшая – 48 х 63 см. Написана маслом на холсте в 1872 году.

Автор

Оскар Клод Моне (1840-1926) – французский живописец, один из первых импрессионистов, как водится, сначала осмеянный публикой, а затем невероятно обласканный ею. Профессиональный авторитет Моне начал строиться с юных лет. Формально его учителем был художник Шарль Глейр, но лучшим, что приобрёл бедный и талантливый Моне в мастерской, были друзья и единомышленники, а не знания. Лидерские качества помогли ему возглавить группу, а затем, заразив своим азартом друзей, и покинуть мастерские, чтобы обратиться к высшему учителю – природе. Упрямец Моне отказывался изучать старых мастеров и внимать их школе как единственно верной. Он давно пришёл к убеждению, что только природа была настоящим и безоговорочным образцом, только она создавала невероятные по красоте виды. Художник должен был лишь довериться ей, отдаться своим зрительным ощущениям и перенести их на холст.

Чистый свет

Научившись видеть мир иначе, не так, как обычный человек, живописец понял, что всё вокруг – это чистый свет, дающий впоследствии цвет. Самое интересное, что с научной точки зрения его вывод совершенно верен. Собственный метод живописи Клод Моне объяснял, как изображение не конкретных предметов, растений, фигур или чего-то другого, а рисование по особому принципу: «здесь голубая полоса, здесь розовый квадратик, здесь жилка жёлтого цвета…» Мастер, словно бросая свет на холст, подобно прилежному учёному, исследовал, как ведут себя все эти блики, отражения и преломления. Клод Моне, единственный из группы сподвижников-студентов, кто остался навсегда верен принципам импрессионизма. Написав за долгую жизнь более двух тысяч картин, подавляющее их большинство Моне исполнил в жанре пейзажа.

Выставка исторического значения

В 1874 году, с 15 апреля по 15 мая, в доме №35 на парижском бульваре Капуцинок состоялась Первая выставка импрессионистов (которым пока неведомо их название). Были выставлены работы в невиданном ранее стиле художников новой формации Дега, Моризо, Ренуара, Мане – всего 165 картин на 30 художников. Среди прочих были представлены и произведения Клода Моне, «Впечатление. Восход солнца» в том числе. Публика и критика эту выставку приняли скверно: они недоумевали и фыркали, пожимали плечами и откровенно смеялись. Уже в конце апреля арт-критик и журналист Луи Леруа (1812-1885) опубликовал сатирическую статью, в которой в форме диалога преподнёс мнение двух раздражённых посетителей вернисажа. Смыслом публикации стало высмеивание художников, обвинение их в художественной безнравственности и неуважении к признанным мастерам. Рассматривая картины, герои фельетона не могли понять, то ли очки у них запотели, то ли перед ними начальная стадия набросков. Особо смешной желчному Леруа показалась связь названия одной картины с восходом солнца, именно холста Моне, с особой техникой её написания и конечным результатом. И от слова «Impression» он как мастер слова образовал презрительное, по его задумке, «импрессионисты». Термин прижился, потерял уничижительный смысл, чем Леруа и прославился.

После скандальной выставки

Поднятый выставкой шум привлёк к ней внимание: в залы потянулись те, кто ещё не видел картин, виновниц скандала. Новаторские произведения искусства стали горячо обсуждаться, а мнения расходиться. Бичевание импрессионистов в изданиях и обществе ещё какое-то время продолжалось, но вскоре новое движение стало очень популярным.

Картина «Впечатление. Восход солнца» спустя короткое время была приобретена коллекционером Эрнестом Хошеде за 800 франков. Через несколько лет он продал её всего за 210 франков любителю живописи графу Жоржу де Беллио, румынскому врачу, практиковавшему в Париже. Беллио заверил Моне, что никогда не продаст холст на сторону. Так и случилось, сегодня картина на родине художника. Принадлежит музею Мармоттан-Моне, крупнейшему в мире владельцу коллекции работ Клода Моне, переданной музею в дар от сына художника, Мишеля, в 1966 году.

История создания шедевра

Моне любил портовый Гавр – 5-летним ребёнком его сюда привезли родители. Море и скалы видели неугомонного Клода чаще, чем школа. Здесь он начал рисовать, получил первую известность и первые настойчивые и очень важные советы от художника Эжена Будена (1824-1898). Именно этому живописцу, по воспоминаниям Моне, он обязан тем, что когда-то открыл для себя природу – бескрайний источник вдохновения.

И вот, приехав навестить родных, Клод задумал встретить рассвет и в нужный час «вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое». На утренней заре освещение меняется ежесекундно, вслед за ним преображаются оттенки – так же быстро надо писать – студийной работе Моне не доверял. По воспоминаниям художника, у него было не более 10 минут, чтобы поймать тот самый момент восхода солнца. В эти минуты живописец предельно сконцентрирован, крупными мазками размашисто наносит основу. И словно макая кисть в постепенно светлеющее небо, в тихие пробуждающиеся воды гавани, переносит на холст их волшебные краски, бесчисленные цветовые переходы и плавные перетекания. Мачты рисует более резкими и густыми мазками. Первые минуты нового дня: замерли люди в лодках, оставив в покое вёсла, большие корабли ещё спят, а в чуть колышущейся воде уже пляшут яркие отблески восходящего солнца, огненный круг которого поднимается всё выше.

Страсти Моне

Приступая к любой работе, художник особо никогда не волновался, удастся или нет сбыть картину и что-то заработать. Так было и на этот раз, главным было скорее вооружиться красками и кистями – собственных впечатлений, ярких, но избавленных от чёткого рисунка, он не мог не писать. Причём в отличие от приятелей-живописцев Дега, Мане, Ренуара, Сезанна и других, Клода Моне не интересовали люди как герои картин. И если им случалось всё же появляться на холстах мастера, то только во второстепенной роли. Многоликие состояния природы и впечатления от игры света были для художника важнее всего. Изображение одного вида, но в разных условиях (погода, время суток) очень занимало мастера и, конечно, становилось разными картинами, ведь впечатления были неодинаковыми.

Живопись свободного сознания

Новая техника живописи, набирающей объём при некотором отдалении зрителя от картины, стала настоящим завоеванием импрессионистов, революционеров французского искусства второй половины XIX века. Без этого завоевания вся последующая живопись была бы другой, трудно представить какой. И без Клода Моне история искусства была бы иной – какое счастье, что он был.

«Впечатление. Восходящее солнце» — завораживающая, невероятно душевная картина. Она зрителя не просвещает, не наставляет, а просто даря эстетическое наслаждение, позволяет ему забыться, расслабиться и набраться сил перед новым днём, который знаменует своим появлением упоительный восход солнца Моне.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector