«Молочница» Вермеера – сокровище золотого века голландской живописи

Шедевры мирового искусства

Картина Яна Вермеера «Молочница» была написана около 1660 г. Жанровый портрет размером 45,4 х 40,6 см более 320 лет восхищает любителей живописи и заставляет искусствоведов спорить о тайных смыслах, зашифрованных художником. Полотно Вермеера имеет и другие обозначения: «Служанка с кувшином молока», «Кухарка», «Девушка, наливающая молоко». Это связано с тем, что мастер не дал название картине, а предоставил сделать это покупателю.

Кого писал художник

В центре холста изображена молодая женщина. Ее руки поддерживают тяжелый кувшин. Закатанные по локоть рукава открывают белую кожу выше запястий. Этот контраст с потемневшими от работы руками, а также белый чепец на голове и широкий фартук выдают в девушке служанку. Она наливает молоко в глиняный горшок, вероятно для того, чтобы поставить его в печь для запекания. Чуть приоткрытый рот и наклон головы говорят о старательности и бережном отношении к своему делу. Ее блуза сшита из грубого сукна, но украшена декоративной строчкой. Пуговицы лифа мерцают как жемчужины. Перед нами работница, исполненная достоинства.

О чем говорят детали

Несмотря на лаконичную простоту картины, в ней угадывается, в какое время суток и где происходит действие. Можно заметить, насколько богаты хозяева дома.

Назначение комнаты

Служанка тепло одета. Ее грудь плотно прикрыта, красная юбка из шерсти ложится тяжелыми складками. Она работает в холодном помещении. Некоторые детали подсказывают, что эта комната не всегда была подсобным помещением. Мы видим плитку с голубыми рисунками по нижнему краю стены. Такое обрамление делали для того, чтобы при уборке влажной тряпкой не пачкать стены. Правее окна в углу заметен маленький предмет, похожий на картину. В пустую стену вбиты гвозди. Здесь могла висеть карта или натюрморт. Что-то заставило хозяев поменять назначение комнаты.

Холодное утро

На переднем плане холста изображен стол, покрытый скатертью. На нем стоит плетеная хлебница, полная булок, и керамический кувшин. Изящная форма кувшина, украшенного розетками, говорит о том, что эти предметы подготовлены для господского завтрака. Но отнести их в гостиную – забота горничной. А молочнице еще предстоит размочить в молоке кусочки хлеба, горкой лежащие на столе. На ранний час указывает и то обстоятельство, что помещение еще не убрано: за грелкой разбросан мусор.

Хорошо ли управляли домом

На заднем плане картины взгляд приковывает сверкающий предмет. Это до блеска начищенная латунная лампа. Ее ухоженный вид говорит о том, что в этом доме не только молочница старательно выполняет свои обязанности. Но есть и другая деталь: выбитое стеклышко в окне. Это свидетельство небрежности прислуги. Она не только не встает рано, чтобы убрать помещение, но и не заботится о сохранности тепла. Но может быть слуг в доме не хватает из-за ограниченности средств хозяев? Но пышный белый хлеб торжествует на переднем плане полотна и опровергает предположение о бедности. Соотношение стоимости хлеба и среднего дохода в Голландии в 17 веке представлены в Таблице 1.

Деньги (гульдены) Вес хлеба
1 5,3 фунта или 2,6 кг
30 (средний доход в месяц) 78 кг (можно купить в месяц)
1,15 (за весь хлеб в день) 3 кг (расход в день)

Для того, чтобы есть белый хлеб ежедневно, дохода в 30 гульденов в месяц было недостаточно.

Как согревались в 17 веке

На картине Вермеера есть предмет, который уже не встретишь в городском доме. Это маленькая грелка. Она представляет собой деревянный ящик, в который вставляли горшок с горячими углями. В крышке просверлены отверстия для выхода тепла. Грелка служила подставкой для ног. Служанка принесла ее на кухню, чтобы сменить остывшие угли, а заодно и погреться самой.

Освещение и колористика «Молочницы» Вермеера

На картине мягкий утренний свет заливает комнату. Но девушка, стоящая боком к окну, и предметы освещены неравномерно. Вермеер использует несколько способов наложения слоев краски для создания ярких акцентов и сложных цветных теней.

Секреты света

Широкими мазками масла прописаны детали под льющимся светом. Это руки служанки, манишка и стена за ее спиной. Уходя в тень, цвета меняют свои оттенки. Синий темнеет в складках фартука и почти обесцвечен на скатерти стола. Белый сияет на чепце, и струйке молока. Стена, темно-серая под висящими предметами, вспыхивает жемчужными бликами в освещенной части. Желтый цвет темнеет на хлебных кругах и корзинах. Эта игра света создает ощущение пространства. Лицо девушки словно вылеплено, а от сверкающей лампы трудно отвести взгляд.

Цветовые акценты

На полотне доминирует 4 цвета:

  • синий;
  • белый;
  • желтый;
  • красный.

Вермеер использовал дорогую краску из ляпис-лазури. Ею окрашен широкий фартук молочницы и небрежно брошенная на стол шаль. Светло-серая поверхность стены контрастирует и с лимонным оттенком блузы, и с синим ультрамарином одежды. Белый чепец мягко обрамляет слегка загорелое лицо девушки. Цвета повторяются в нижней части полотна. Тонкие рисунки на плитке выполнены размытым синим. Кирпичный оттенок горшка в грелке «перекликается» с красной шерстяной юбкой. На готовое полотно художник наносит точечные капли краски. Этот прием передает фактуру предмета. Мы видим пористые разломы хлеба, блики глянцевого кувшина, сгустки молока по горлышку кринки. Но самое завораживающее впечатление производит медленно струящаяся жидкость. Мы словно ожидаем, когда наполнится чаша.

История скитаний

Картина Яна Вермеера «Молочница» хранится в Государственном музее Амстердама (Рейксмузеум). Известно, что в 1696 г. через 21 год после смерти художника она была продана за 175 гульденов любителю живописи Исааку Роолеуву. Для небольшой картины это была высокая цена. Впоследствии холст перешел к купцу Якобу ван Хоеку, и в 1719 г. он был продан в Амстердаме на аукционе. Картина еще несколько раз меняла владельцев пока в 1908 не оказалась в Рейксмузеуме.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Александр

    Отлично, одна из моих любимых картин

    Ответить
Adblock
detector