Заново открытый талант Яна Вермеера

Художники разных стран

Сегодня Йоханнес Вермеер (Ян Вермеер ван Делфт) принадлежит к числу передовых гениев кисти. Трудно поверить, что этот выдающийся художник жил в постоянной нищете, а после смерти его работы были забыты на двести лет.

Некоторые сведения о детстве и юности

Дата рождения живописца неизвестна. В документах записано, что он был крещен 31 октября 1632 года в Южной Голландии (город Делфта). Отец Вермеера ткал шелковые ткани. Кроме того, занимался торговлей произведениями искусства (в частности, картинами). Возможно, Йоханнес обязан своему отцу первым знакомством с искусством.  Но зарабатывал на жизнь главным образом тем, что управлял трактиром. Источники молчат о юности художника и его образовании. Зато есть несколько интересных фактов о жизни его предков – дед по материнской линии был фальшивомонетчиком, бабушка по отцу – занимаясь торговлей старыми вещами, была уличена в мошенничестве, дядя попал в тюрьму за растрату казенных средств. Достоверная информация о Вермеере поступила 20 апреля 1653 года – тогда он женился на Катарине Болнес и принял ради этого католичество. (Две самые ранние известные картины Яна Вермеера, относятся к этому периоду – «Христос в доме Марфы и Марии» и «Диана и нимфы»). Выбранная художником девушка, происходила из богатой семьи – ее отец был владельцем кирпичного завода, а мать – дворянкой. Отношения между бедным художником-кальвинистом и католичкой из хорошего дома воспринимались как мезальянс. Этому браку очень противилась мать Катарины, предсказывая, что зять не сможет содержать ее дочь.

Жизнь после свадьбы

У Вермеера была очень большая семья – одиннадцать (или, может быть, даже пятнадцать) детей, некоторые из которых умерли в раннем детстве. Известно, что в 1667, 1669 и 1673 годах состоялись похороны детей Вермеера. После смерти художника появляется информация вначале о восьми несовершеннолетних детях, затем – о десяти. (Мария, Элизабет, Корнелия, Алейдис, Беатрис, Йоханнес, Гертруд, Франциск, Катарина и Игнатий). Чтобы прокормить их, художник помимо живописи занимался и другими профессиями. Возможно, он управлял таверной своего отца, и почти наверняка, как и он, занимался продажей картин. Он также был их оценщиком. В 1672 году вместе с другими художниками (включая Ханса Джордаенса из Дельфта) назначен экспертом и проводил экспертизы картин, приписываемых Микеланджело, Тициану и Рафаэлю. Тогда он заявил, что это никчемные подделки, а не работы великих художников. Скорее всего, живописец Вермеер писал для конкретной аудитории, а не для свободного рынка. Одним из таких меценатов был Хендрик Ван Буйтен  – пекарь и Якоб Диссий  – типограф, которому в 1682 году принадлежало 19 произведений Вермеера.

Известно, что около 1660 года Вермеер все еще жил со своей женой и детьми в доме тещи, много раз предоставлявшей ему займы. В декабре 1653 года Вермеер стал членом гильдии св. Луки, объединяющую художников и скульпторов. Судя по всему, был уважаемым человеком, поскольку его выбрали председателем (деканом) гильдии. Помимо своих произведений, продавал картины других мастеров. Но способностей к торговле не имел, поэтому жил в бедности до конца своих дней. Не стоит обманываться жемчугом, серебряными бокалами и великолепными коврами на картинах – художники в тот период жили в очень тяжелых условиях. Экономическая ситуация была неблагоприятной, кроме того Нидерланды были втянуты в войну, которая привела к краху экономики и голоду.

Основные темы произведений

Стиль барокко доминировал в Европе. Мифологические, религиозные, исторические сцены, преувеличенные декорации, определенная театральность позы – это были постоянные элементы живописи. Нидерланды, словно одинокий остров в океане этого великолепия. Для Яна не подходит ни барочная, ни голландская живопись. Он писал то, что по эстетическим критериям того времени не заслуживало внимания, например сцены из жизни горожан. Живописец увековечил на своих полотнах молочниц, кружевниц, жанровые сцены (люди в тавернах).

Уникальность художника

Ян Делфтский обладал необычным даром мировой гармонии, неуловимым для равнодушных глаз. Жар бытия в его картинах создается благодаря особому, столь необычному для голландцев, художественному видению классической композиции и палитре. Часто мастер использует точечные техники, нанося краску тонкими кисточками. Что уникально в его работе, так это необычайное чувство света, игру которого художник мастерски использовал.

Картины

Наиболее известные произведения (название и описание):

  1. 1665 г.«Девушка с жемчужной сережкой». Размер портрета молодой девушки 44,5 х 39 см, холст, масло. Картина очень проста и лаконична, в ней нет ни одной лишней детали. Темный фон, который изначально был темно-зеленым, делит портрет на неровные участки, что придает изображению большую живость и реальность. Спадающие складки золотисто-желтой ткани тюрбана, модные в Нидерландах с 15 по 17 века, подчеркивают нежный овал лица юной девочки. Изображенный персонаж довольно необычен для портрета, вероятно, Вермеер пытался уловить момент свободного или импульсивного движения. Девушка смотрит на зрителя с портрета более трехсот лет, и все это время она хранит таинственное молчание, хотя ее губы наполовину открыты, но слова девушки оставались секретом художника. Современные художники высоко ценят это произведение, назвав его « Голландская Мона Лиза». Существует несколько версий, кого изобразил мастер. Наиболее распространенное предположение – моделью стала старшая дочь Вермеера – Мария, которой в то время было тринадцать лет. Ходят также слухи, что моделью могла быть молоденькая горничная и любовница Яна.
  2. 1660 г.«Бокал вина». Размер изображения 65 х 77 см, холст, масло. Известно, что эта картина была написана по просьбе покровителя Делфтского – Ван Буйтена (60-ые годы). В 17 веке любовь стала лейтмотивом картин Вермеера – в самом широком, одинаково телесном и духовном смысле этого слова. Даже если на картинах не изображены холостяки и лживые соблазнители.
  3. 1656 г.Примерный автопортрет голландского художника. Является частью картины «У сводницы», где применил к голландской реальности тему библейской притчи Евангелия от Луки о блудном сыне, который бездумно растратил наследие и сжег свою жизнь в развлечениях, азартных играх и пещерах с блудницами. Размер изображения 143 х 130 см, холст, масло. Образ создан примерно в возрасте двадцати четырех лет, в первые годы творчества.
  4. 1666-1668 г.«Мастерская художника». Картина имела несколько названий: «Аллегория живописи», «Искусство живописи», «Художник и модель». Согласно его художественной концепции, работа выходит за пределы образа художника. Композиционное построение, решение и операции по отправке названного изображения как символа живописного искусства, опирающегося на повседневную реальность. Цветовые гаммы представлены яркими и насыщенными цветами

Работы Вермеера очень редки и ценятся высоко. Среди них картины с названиями: «Горничная с кувшином молока», «Девушка, читающая письмо у открытого окна», «Аллегория росписи», «Дама в голубом платье», «Офицер и смеющаяся девушка», «Прерванный урок музыки», «Диана со спутницами», «Кружевница». Дамы на полотнах художника плетут кружева, пишут письма, читают любовные послания, играют на музыкальных инструментах, рассматривают драгоценности, слушают вежливый флирт. Сцены жанра часто единичны, полны покоя и комфорта, чему способствует едва заметная попытка передать атмосферу ежедневных занятий, что так не навязчиво привлекает зрителя. Вермеер удивительно точно выписывает выражение лиц персонажей, интерьер, предметы обихода. Изображения музыкальных инструментов возникают как тонкая нота утонченных и романтических отношений людей.

Ян Делфтский умер 15 декабря 1675 года в возрасте 46 лет. Картины Вермеера после его смерти перешли в руки кредиторов, а жена осталась практически ни с чем. Она смогла оставить себе единственную картину, любимую супругом – «Мастерская живописца». Память о творце постепенно угасла до 19-го века, когда он был заново открыт Этьеном Жозефом Теофилем Торе, французским критиком и искусствоведом.

Живописец, выросший в патрицианской среде Делфты, не был очень плодовитым художником – оставил около 36 картин (достоверность 5 не доказана). Писал в среднем два или три полотна в год. Однако картины Вермеера дышат великой поэзией и совершенством, романтическим видением мира и в то же время обладают уникальным мастерством и реализмом.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector