О картине «Сад земных наслаждений» Босха

Шедевры мирового искусства

О жизни и карьере нидерландского художника Иеронима Босха известно очень мало – не сохранилось даже оригинальных названий его картин или дат их написания. Иероним родился в семье художников и наверняка взял кисть в руки еще в раннем детстве. До наших дней дошло около тридцати картин автора, такие как «Корабль дураков», «Искушение святого Антония» или «Несение креста». Со временем Босх получил огласку, и среди его заказчиков появились герцоги, короли и кардиналы. Современники начали его копировать, желая также преуспеть, а Босх был не против: он даже наведывался в мастерские и раздавал советы.

История картины.

«Сад земных наслаждений» – самое известное произведение Босха, которую можно рассматривать вечно: она завораживает своей загадочностью, насыщенностью цветов, множеством мелких деталей и четкой прорисовкой. Первое упоминание об этом триптихе относится еще к началу 16 века и фигурирует в описи имущества брюссельской семьи. Потом он был вывезен в Мадрид и передан королю Филиппу II, а с началом гражданской войны оказался в Прадо, где и находится до сих пор. Больше о самой картине, как и о художнике, не известно ничего.

Техника написания.

Босх одним из первых стал писать произведения в технике la prima, то есть нанося масло одним слоем, а не так, как делали все: накладывая в несколько толстых слоев и дожидаясь, пока каждый из них просохнет.

Иероним предпочитал выполнять внешние створки в технике гризайли, то есть прорабатывая их оттенками одного цвета. В этом триптихе на зеленовато-серых створках изображен момент сотворения мира, и благодаря переходу от безжизненной «обложки» к красочной картине создается художественный эффект, вызывающий восхищение.

Толкование и смысл.

Множество философов, нумерологов и других ученых пытались найти скрытое послание в произведении, хотели различить среди персонажей знаки, цифры или символы. Но единого верного толкования картины нет, и все, что мы сейчас знаем – лишь гипотезы. Например, по теории Ханса Бельтинга, Босх писал эту картину на заказ, и покупатель попросил специально создать триптих-ребус, чтобы развлекать гостей. А исследователь Дирк Бакс утверждает, что триптих создавался для церкви. Он предположил, что животные, плоды и кораллы, согласно голландской культуре, символизируют половые органы, а люди, разъезжающие на животных в центре триптиха, означают похоть и разврат, так как понятие верховой езды в те времена олицетворяло половой акт. А кто-то и вовсе считает, что Иероним состоял в секте адамитов, которая проповедовала свободу сексуальных отношений – именно поэтому все герои на картине обнаженные.

Что изображено?

Между левой створкой, на которой показан Эдемский сад, и между правой, на которой располагается адское пекло, изображен сам сад Наслаждений – это земной мир. Тема греха объединяет триптих, ведь это было и всегда будет актуально: люди боятся наказания за свои поступки и все равно грешат. Картина противоречива и контрастна: здесь сочетается что-то похотливое и благое, что-то прекрасное и ужасающее, что-то возвышенное и приземленное. Каждый найдет в ней что-то свое.

Эдемский сад.

Левая часть

  • В середине левой створки расположен прекрасный фонтан жизни, внутри которого сидит сова – символ тьмы и неразумности. Многие предполагают, что это противоречивое сочетание намекает на нашу греховность.
  • Во времена Босха утки считались грязными и низкими тварями, но и им нашлось место в саду – стая уток плавает возле фонтана вместе с лебедем, считающемся благородной и царственной птицей. Возможно, они воплощают идею того, что и у возвышенного, и у земного, единое начало.
  • На первом плане находится Господь, представляющий удивленному Адаму Еву, а кролики, бегающие рядом, символизируют размножение.
  • Вокруг, вопреки библейским законам о мире и согласии среди животных, находятся хищники, обедающие своими жертвами.

Правая часть
Однако Адам и Ева нарушили правила Эдемского сада, а за все приходится платить. В противопоставление райскому месту на правой створке находится совершенно противоположный сюжет – кровожадное, темное и жестокое пекло. Эту створку еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища издеваются над согрешившими. О некоторых элементах:

  • Целующаяся свинья в монашеском головном уборе – явный иронический намек на католическую церковь, чью жадность Иероним неоднократно критиковал в своих картинах.
  • Коньки, возможно олицетворяющие средневековые представления о том, что нижний круг ада – замерзшее озеро.
  • Лестниц на картине множество, и символизируют они стремление к высшему, к познанию – а это чревато грехопадением.

Сад наслаждений.

Центральная частьЦентральная часть – самая детализированная, считается, что на ней и изображен сад наслаждений или же земной мир, в котором люди уже обречены на мучения и радуются в последний раз. Однако есть мнение о том, что на ней показаны создания, которых еще не успели изгнать из рая.

  • Парень и девушка в прозрачной сфере – одна из самых странных деталей в картине, однако прозрачные посуды встречаются у Босха нередко. Возможно они символизируют эгоизм, так как пара отгородилась от мира своеобразной «броней», а возможно иллюстрируют нидерландскую поговорку «Стекло и любовь – как они долговечны!»
  • Триптих пестрит разнообразными птицами: огромными и крошечными, пестрыми и черными, злыми и забавными. Особенно много уток, означающих греховность и жестокость, и сов, которые, очевидно, являются фаллическим символом.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 3 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. avenue

    Я с вами не согласен

    Ответить
  2. TeplaPidloga

    аха, благодарю!

    Ответить