Эдуард Мане биография человека и путь художника

Художники разных стран

Эдуар или Эдуард Мане – французский художник XIX века, один из первых, заложивших основу для формирования импрессионизма, нового направления в искусстве, родиной которого является Франция.

Происхождение

Родился 23 января 1832 года в Париже в известной и уважаемой в столичном обществе семье. Отец Огюст Мане возглавлял департамент Министерства юстиции, мать Эжени-Дезире Фурнье из дипломатической семьи, вращающейся в высших кругах – крестил её самолично король Карл XIII. Эдуард был старшим сыном и с самого детства на него возлагались определённые надежды. В 1839 году он был определён в пансион, куда ходил на занятия очень неохотно. Отец, видя безразличие сына к наукам, приходил в отчаянье. В попытках достучаться до подростка и внушить важность образования, отправляет его в коллеж «на полный пансион» на период 1844-1848 годы, где Эдуард учился также еле-еле, оставшись даже один раз на второй год.

Влечение к живописи

Да, науки Эдуарду были скучны и неинтересны, взрослым могло показаться, что он ленив и не очень умён. Но с некоторых пор кое-что было способно преображать его до неузнаваемости. Это была живопись. Открытие произошло в один счастливый день, когда дядя мальчика, Эдмон Фурнье, повёл его в Лувр. С тех пор Эдуард потерял покой, он полюбил эти походы по музеям и ждал их. Удивительно, но уроки рисования никак не интересовали Мане – академичное преподавание с юных лет претило ему, без конца копировать бюсты и статуи было нестерпимо нудно. Эдуарда куда больше увлекали фигуры и портреты одноклассников, живые и эмоциональные.

Дядя поддержал племянника в стремлении к живописи, записал его на курс лекций, оплатил их, ведь отец по-прежнему и слышать не хотел и представить не мог, что сын свяжет свою жизнь не с юриспруденцией или другим серьёзным делом. Эдуард должен был уверить родных, прежде всего отца, что его увлечение не пустой звук. Только продемонстрировав очевидные доказательства таланта, можно будет надеяться на благосклонность и спокойное продолжение учёбы на выбранном пути. Как же это сделать?

Мане мореход

Закончив учёбу в 1848 году, Эдуард решил уступить отцу, который был категорически против планов сына стать художником, и подал документы в мореходную школу. Но вступительных экзаменов не выдержал в силу слабой общеобразовательной подготовки. Перед второй попыткой в числе таких же соискателей Мане идёт в учебное плаванье на паруснике.

Среди прочих стран судно останавливалось в Бразилии. Здесь Мане окончательно утвердился в своём стремлении обучаться живописи – так его очаровали богатые краски и экзотические виды тропиков. Из плавания Мане привёз множество рисунков и этюдов, в том числе с морскими пейзажами и набросками, в которых героями были члены команды и интересные типажи из числа жителей посещаемых стран.

Летом 1849 года Мане снова провалил экзамены. Но на этот раз есть что предъявить отцу.

Убедил

Рисунки, сделанные сыном в долгом путешествии, стали хорошим аргументом. Отец теперь поверил в явную одарённость Эдуарда и сдался, дав совет поступать только в лучшее учебное заведение, столичную Школу изящных искусств. Но та была оплотом академичности, которая в молодом Мане вызывала отторжение, и он в 1850 году, поддавшись веянию моды, местом учёбы выбирает мастерскую Тома Кутюра (1815-1879), популярного и авторитетного тогда художника.

Трения с системой и педагогомМадам Мане (Сюзанна Леенхоф)

Но Кутюр был представителем академической живописи и приверженцем классико-романтической её направленности, господство её во Франции в тот период было незыблемо. Салон выставлял только работы на античные и библейские темы, лишь рыцари и нимфы в парадных позах имели право стать героями картин. Быть натурщиком означало принять исключительно эффектную позу, как никогда не выглядят в повседневной жизни. Мане не понимал этого позёрства, он стремился к естеству и был горячо убеждён, что красота именно в нём.

Когда учителя не было в мастерской, дерзкий ученик просил натурщика посидеть одетым в обычной позе, просто расслабившись. Ни натурщикам, ни наставнику это «неуважение» не нравилось – идеализация натуры и её приукрашивание за долгие годы закостенели в живописи. В результате неоднократных конфликтов с учителем молодой художник решил, что такие занятия ему не нужны. Но отец всё-таки имел некоторое влияние на сына, он убедил его извиниться перед Кутюром и продолжить занятия.

Путешествия

По традиции, сложившейся среди начинающих художников, Мане путешествовал по Европе с целью ознакомления и изучения работ старых мастеров. Несколько раз был в музеях Голландии и, конечно, Италии, где попал под обаяние мастерства художников эпохи Возрождения. Венеция и Флоренция открыли перед молодым Мане свои сокровищницы, особенно поразил его Веласкес (1599-1660), испанский живописец, также бывавший в Италии и творивший здесь. Возможно, именно его полотна с жанровыми сценами на кухнях и в трактирах запали в душу ищущему Мане и стали фундаментом в формировании импрессионизма как нового угла отражения действительности в художественном искусстве.

Задержавшись в Италии дольше всего, Мане объездил знаменитые европейские музеи, много копировал, делал наброски, анализировал свои стремления и убедился окончательно, что должен иметь свой путь.

Первая известность

Кропотливый труд молодого художника и отличная от большинства точка зрения привели к тому, что о Мане заговорили как о возможном феномене. Всё новое всегда привлекает – к нему стали приглядываться корифеи, приглашать на частные вечеринки светского парижского общества. Здесь он обрастает новыми знакомствами, завязывает приятельские и дружеские отношения с другими художниками, литераторами, музыкантами, влиятельными аристократами. На пару с одним из них, графом де Баллеруа, арендует просторную мастерскую. Каждый день Мане в Лувре, он копирует произведения признанных мастеров и неизменно ищет похвальных отзывов Кутюра – с детства он нуждается в признании и одобрении, даже от учителя, с которым довольно шероховатые отношения. Но всё же он наставник и уважаемый в обществе живописец. Мане убедил себя, что перед тем, как он позволит себе работать только по велению собственного разума, желания и таланта, он должен пройти эту школу и «отдать дань старым мастерам».

Первый успех окрыляет

Бар в Фоли-Бержер 1882

В 1859 году художник заключил, что учиться хватит, пора выставляться. Но официальный салон не принял к показу выбранного молодым живописцем «Любителя абсента», чем охладил его пыл и решительность. Для Мане поиск действительно интересного сюжета пока составлял трудность. В 1861 году художник предъявил на суд жюри «Портрет родителей» и «Гитарреро», обе работы были допущены на выставку и заработали положительные отзывы. Первая слава и заработки воодушевили Мане, но ещё более он был доволен, видя, как счастлив и горд его отец.

Индивидуальность наказуема

После закрытия Салона сразу начиналась подготовка к следующему – творческая жизнь художников всегда была направлена на соискание славы и признания через показ на официальной авторитетной выставке. Только так можно было добиться желаемого, вместе с популярностью получая выгодные контракты. Но молодым художникам было очень трудно пробиться к зрителю – Салон в 1862 году прошёл без Мане, хотя материала он уже написал достаточно. В 1863 году та же участь. Не допущенных к выставке и возмущённых этим фактом художников было много. Информация об этом дошла до императора Наполеона III, который распорядился поддержать молодые дарования альтернативным показом их работ. Так появился Салон отверженных, который стал регулярной выставкой картин, не сумевших покорить жюри официального Салона.

В 1863 году Мане с надеждой на успех показывает «Завтрак на траве», где добропорядочные буржуа свободно общаются на природе с обнажёнными девицами. Публика высмеяла полотно, критика злобствовала, но тем не менее именно возле него собиралась самая большая толпа. Да, не такой славы хотел художник. Но как найти взаимопонимание со зрителем и не потерять себя? Как убедить обывателей, что обнажённое женское тело прекрасно и допустимо не только в картинах с героинями богинями?

В 1865 году Мане, выждав некоторое время, нерешительно, но всё-таки выставил в Салоне «Олимпию», в итоге заклеймённую не готовой ещё к подобному публикой. Чиновники и критики загнобили художника так, что он запер своё произведение на долгие годы в мастерской, а сам уехал от злых языков в Испанию. Он очень страдал от непонимания публикой и в работах признанных мастеров искал и находил опору для своего таланта и оправдание собственных эстетических пристрастий. Индивидуальность, смелость и действительная свобода художника – предпосылки шедевров.

Возвращение на родину

Справившись со своим подавленным состоянием и утвердившись в собственной правоте, Мане возвращается в Париж и с новыми силами берётся за работу. В 1867 году в отдельном павильоне, организованном самолично в рамках Всемирной выставки, предъявляет публике пять десятков своих картин – художник теперь более решителен. Официальный салон также не противится и берёт некоторые к показу. Эдуард Мане ведёт активный образ жизни, много общается, становится завсегдатаем на вечеринках в кафе, где собираются как знаменитости, так и начинающие художники, литераторы. Бывают здесь и молодые живописцы, будущие импрессионисты, с которыми Мане особо сближается. Появляется у него и целая плеяда поклонников и ярых защитников.

В эти годы во Франции обостряется политическая ситуация. Разворачиваются военные действия, империя терпит крах, и Эдуард Мане, вступив в армию, защищает Париж. В это тревожное время он около года не подходит к мольберту. По окончании политических перипетий Мане возвращается к работе, но приём публикой и критикой его творчества подобен волнам – то взлёт, то порицания. К 1874 году Эдуард Мане стилистически стал близок к импрессионизму, первые ростки которого уже пробивались.

Зрелость и последние годы

С 1877 года возрастает интерес художника к портретам, появляются натюрморты. Шаг за шагом растёт его авторитет, критики всё чаще отзываются благосклонно и даже восторженно, работы выставляются в салонах, появляются награды. Но при жизни художнику не довелось стать безоговорочно общепризнанным мастером, в славе и деньгах от своего творчества он никогда не купался – лишь с 1890-х картины мастера стали приобретать коллекционеры для частных собраний и активисты для музеев.

Проблемы со здоровьем начались в конце 1879 года. Болезнь влияла на координацию движений и мешала писать, а затем и двигаться, с каждым годом становилось хуже. 30 апреля 1883 года Эдуарда Мане не стало.

Личная жизнь

Завтрак на траве 1863

Эдуард Мане был женат единожды, но как творческий человек, к тому же красивый, интересный, обаятельный, иногда позволял себе романы и увлечения, бывало даже со страданиями и страстями – в горящее сердце вдохновение попадает метко. Но о своих похождениях никогда не распространялся – истинный мужчина и аристократ. Его женой в 1863 году стала Сюзанна Леенхофф, учительница музыки, дававшая уроки на дому в семье родителей Мане. Больше 10 лет до свадьбы Эдуард скрывал эти отношения, которые запачканы подозрениями на связь Сюзанны и с его отцом. А её сына Леона, 1851 года рождения, Мане долгое время не признавал своим ребёнком. Но так или иначе, жену и сына он любил, они стали моделями для многих картин живописца.

Самые известные картины Мане

Сегодня полотна Эдуарда Мане завидные экспонаты музеев и частных коллекций.

Трудно выделить краткий список наиболее знаменитых полотен, слишком многие достойны и носят признаки зарождающегося импрессионизма:

  • «Музыка в саду Тюильри» (1862);
  • «Завтрак на траве» (1863);
  • «Олимпия» (1863);
  • «Железная дорога» (1872-73);
  • «Аржантей» (1874);
  • «Кабачок» (1878-79);
  • «Сад в Бельвю» (1880);
  • «Букет цветов» (1882);
  • «Гвоздика и клематис в хрустальной вазе» (1882).

Только вот пожил мало и не успел насладиться славой и положением триумфатора, лишь за год до смерти получив право выставляться вне конкурса.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий