«Завтрак на траве» Эдуарда Мане — яркий, но тихий бунт

Завтрак на траве 1863 г.«Завтрак на траве» (1863, масло, холст) — скандальная картина Эдуарда Мане, которая стала одним из главных шедевров Салона Отверженных, открытию которого поспособствовал сам Наполеон III. Картина известна своей непропорциональностью и некоторой нелепостью, но что же за этим скрывается?

История картины

Второе название картины — «Купание». Молодой, но уже узнавший, что такое успех, решил написать картину с обнаженной натурой после одного из выездов на природу. И не просто нарисовать, но показать всем, как это надо делать. Часто композиции была вдохновлена картиной Тициана «Сельский концерт», также автор черпал вдохновение в гравюре «Суд Париса». Особенностью картины является то, что здесь впервые за много веков изображена обнаженной не богиня, а обычная женщина. Картина создавалась специально для Парижского салона – главного художественного события Франции 19 века. Но ее не приняли. Тогда «Завтрак на траве», как и еще 3000 не допущенных к салону картин, приняли участие в Салоне отверженных, который стал революционным событием в истории живописи. «Завтрак на траве» и «Олимпия» спровоцировали травлю художника.

Описание картины

Здесь есть и группа людей в центре композиции, и природа, и натюрморт. Но, обо всем по порядку.

Береговая линия

Она разделяет картину строго на два плана. На первом темный лес и три фигуры. Их сравнить можно с занавесом, который закрывает то, что происходит на сцене. А на сцене – река и полуобнаженная женщина, которая купается. О ней чуть попозже. Дальний план, он же сцена, более живой и красочный. Так как здесь нарушены все пропорции, он похож на сон или фантазию. Фигура девушки-купальщицы больше лодки и самой реки, что само по себе нереально.

Главные герои

Здесь снова непонятка. Женщина обнаженная, а мужчины элегантно одеты. Герои расположены слишком близко друг к другу. Это впечатление усилено приемом сжатой перспективы. Если бы женщина была одета, то получился бы типичный и вполне официальный семейный портрет позапрошлого века, где в отношениях нет страстей, или их просто не принято показывать.

Один из мужчин держит за спиной женщины руку, показывая, что он ее владелец. Другой на нее тоже претендует, но не слишком ярко об этом заявляет. Несмотря на наготу героини и явно кипящие за картиной страсти, сексуальность здесь фальшивая. Кстати, натурщиками послужил брат Мане, брат его жены и Викторина Мёран – любимая натурщица мастера, про которую ходили слухи, будто у нее нетрадиционная ориентация. Возможно, на это намекает холодность героини и ее контраст во второй женщиной на картине – теплой и чувственной.

Женщина на заднем плане

Как мы уже говорили, она непропорционально крупная в сравнении со своей рекой и лодкой. Она почти касается руки одного из мужчин, несмотря на то, что находится в отдалении от главных героев. Вполне возможно, что она и есть главная героиня полотна, а не троица, тихо выясняющая отношения на траве.

На ней чуть больше одежды, чем на другом женском персонаже, но не намного. Платьем она пытается прикрыть половые органы, что одновременно говорит и о запрете на эротические фантазии, и на их разжигание. Создается впечатление, что она и вовсе пришла из другой картины.

Натюрморт

Здесь все разбросано и хаотично, что может быть намеком на то, что здесь был секс, но герои как будто отстранены от этой части картины. Если приглядеться, то можно понять, что к еде они не прикасались. Тем не менее, вишни у французов символизируют страсть, а лягушка – проститутку. Также рядом с натюрмортом присутствует снегирь, который может быть символом холодности, а может, такой же неуместный, как купальщица.

И сакраментальное «Что же хотел сказать автор». Да ничего он не хотел сказать, он бунтовал против тех законов, которые приняты были в искусстве середины 19 века. Нарушение пропорций и нелепость картины — насмешка над бессмыслием искусства эпохи молодого Мане.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector