Картина-загадка «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане

Шедевры мирового искусства

«Бар в Фоли-Бержер» художник написал в 1882 году, будучи уже смертельно болен. Оригинал находится в лондонском Институте искусств Курто. Картина написана маслом на холсте размером 96 × 130 см.

Мане родился в богатой семье, ему пророчили учебу в морском училище и серьезную карьеру. Мнение отца изменила искренняя увлеченность юного Эдуарда искусством.  Юноше разрешили обучаться на художника. Впоследствии Мане стал одним из родоначальников импрессионизма.

История в деталях

Эдуард Мане был завсегдатаем бара в «Фоли-Бержер». Так называется существующий и сейчас театр-варьете, в ту пору открытый лишь для обеспеченных мужчин. Приличным женщинам в таких местах появляться было нельзя. А значит, любая особа женского пола здесь приравнивалась к «продавщице любви».

В те времена кафе-кабаре «Фоли-Бержер» было самое популярное место, где собиралась творческая элита Парижа. Мане сделал в баре несколько эскизов, остальное восстанавливал по памяти. Художник изобразил главной героиней сюжета настоящую барменшу из кафе «Фоли-Бержер», которую звали Сюзон. Девушка часто приходила позировать для будущей картины. Возможно, тогда она и поделилась своей грустной историей. Мастер смог достоверно перенести ее переживания на полотно.

В те времена импрессионисты часто изображали друзей на своих работах. Мане тоже следовал этой моде. Мужчина в зеркале рядом с барменшей — художник Анри Дюпре, девушка в перчатках — Мэри Лоран с друзьями, актрисой Жанной де Марси и художником Гастоном Латуш;

Мане одним из первых изобразил на картине электрические светильники, которые в те времена только появились в общественных местах.

Сюжет

На переднем плане, за барной стойкой, стоит молодая продавщица напитков. Позади нее большое зеркало образует фон всей картины. Отражение существенно отличается от переднего плана полотна. В нем показан мир из неясных силуэтов, живописных пятен и ярких огней. Пространство бара за спиной девушки будто расширяется до бесконечности. Оно вмещает в себя многолюдную толпу, ноги акробатки на трапеции и сверкающую люстру.

Барменша изображена в зеркале рядом с солидным мужчиной. Девушка в отражении интимно наклоняется к мужчине в черном цилиндре, ее фигура выглядит крупнее, будто она в «интересном» положении. В реальности главная героиня сюжета застыла, лишь лицо выражает отрешенность и муку. Глаза девушки необыкновенно печальны, хотя вокруг царит атмосфера веселья и праздника Она вынуждена сдерживать свои эмоции, и только лицо выдает ее истинные чувства.

Цвет сгущается, становиться темнее, оттеняя бледную кожу барменши черным бархатом платья. Зритель начинает втягиваться в эту игру контрастов цвета и мазков кисти. И вдруг понимает, что девушка на переднем плане реальная. А в зеркале лишь воспоминание из прошлого.
Мане намеренно совместил прошлое и настоящее в одном сюжете.

Символизм в картине

Натюрморт на барной стойке будто напоминает, что все в этом мире суетно и бренно. В этих символах можно увидеть печальную историю молодой «продавщицы напитков и любви». Розы в вазе и вырезе на платье — знак плотской любви, а фрукты становятся символом грехопадения. Застывшая поза и плавные формы барменши напоминают одну из бутылок на столе, как будто призывая: «Покупай вино, фрукты и женщин». Перед зрителем разворачивается невысказанная трагедия одной личности – осознание одиночества среди людей, быстротечности красоты, любви и самой жизни.

Интересно, что дату написания картины и подпись Мане также зашифровал, поставив ее на бутылке розового вина.

Загадка рентгеновского снимка

Еще одна любопытная деталь открылась исследователям при рентгенографии картины. Под слоем краски они обнаружили, что руки девушки скрещены на животе. Она как будто закрывается от окружающей действительности. Именно в такой позе изображена барменша на первоначальном этюде.

Этюд-репетиция

Раннюю версию картины художник написал в 1881 году. В ней повторяется сюжет будущего шедевра. Только вот ни загадок с зеркальным отражением, ни символизма предметов на барной стойке нет. На этюде изображен обычный вечер в знаменитом парижском баре «Фоли-Бержер». Поза барменши закрытая, со скрещенными руками на животе. Глаза смотрят на посетителя с усталостью. В них нет той тайны, которая читается в глазах девушки, появившейся в окончательном варианте.

«Бар в Фоли-Бержер» — итог творческого пути Мане

Бескомпромиссный талант вел мастера по трудному пути, чтобы в конце обнаружить подлинную красоту этого мира. С необычайной смелостью художник воплотил свой жизненный опыт в предсмертном шедевре.

Картина стала живописным манифестом, посланием об истинных ценностях жизни. Это была последняя серьезная работа Эдуарда Мане, которая навсегда останется одной из самых загадочных полотен 19 века.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector