- Автор: Густав Климт;
- Год: 1907—1908;
- Место нахождение: Галерея Бельведер, Вена;
- Размер: 180 × 180 см. Холст масло;
- Цена: В 1908 году картину приобрела выше упомянутая галерея за 25 тыс. крон, заоблачная сумма по тем временам.
«Поцелуй» – картина Густава Климта, написанная маслом на холсте размером 180 х 180 см в период 1907-1908 годы. Оригинал полотна выставляется в венской галерее Бельведер.
Автор полотна
Густав Климт (1862 – 1918) – австрийский художник, известный своими живописными, графическими и дизайнерскими интерьерными и архитектурными работами. Отличительные особенности произведений Климта это обдуманная и подчёркнутая стилизация, экспериментаторский символизм и чувственный эстетический эротизм как вызов общественному вкусу.
Скандальная предыстория
Перед созданием картины «Поцелуй» Климт получил заказ на написание серии полотен, которая предназначалась для оформления актового зала в Венском университете. Три работы для размещения на потолке, «Медицина», «Юриспруденция» и «Философия», комиссией совершенно были не поняты. Туманный замысел и особенно нагота главных героинь, призванных олицетворять науки, были выставлены на смех. Оценка комиссии была неприятная и досадная для художника: работы «порнографические», заказ отменить. Под петицией поставили свои подписи 83 уважаемых в обществе и науке профессора университета.
Искренний художник
Густава Климта как человека и художника характеризует его предельная искренность, всегда и во всём. Жил просто, общение с другими художниками было минимальным. Его замкнутость не мешала быть знаменитым и получать много заказов. Рисунки и эскизы Климта часто бывали острее его живописи, в них ярче и откровеннее проступает его эротичная натура и стремление к раскрепощённости. Сам художник считал, что в нём всё обыкновенно, просто более всего его интересуют женщины и их природа. Картины как конечный и показательный итог работы живописца способны лучше всего раскрыть его сущность.
Описание
На краю обрыва, сплошь поросшего цветами, мужчина и женщина. Он склонился к её лицу. Она с прикрытыми глазами как-бы отворачивается, поэтому его губы прильнули к щеке молодой женщины. Он, конечно, доминирует: страстно обеими руками держит её за голову в настойчивом стремлении повернуть лицом к себе. Жесты женщины неоднозначны и демонстрируют её нерешительность и смущение: пальцы рук судорожно сжимаются, губы сомкнуты, хотя лицо спокойное и покорное. Пара под золотистым покровом, по всей видимости, стоит на коленях друг перед другом. Оголённые ножки женщины сжаты, напряжены и пальцами упираются в склон, который как предостережение ведёт в пропасть, в неизведанное. Вьюн ниспадающими косами опутывает и удерживает женщину.
Вопросы-вопросы
Это полотно действительно высокое искусство, настоящий шедевр, раз уже более ста лет удерживает около себя зрителей и заставляет всматриваться и пытаться разгадать, кто же друг для друга эти мужчина и женщина:
- Влюблённые, которых на лоне природы накрыла волна страсти?;
- Он соблазнитель, она скромная, нерешительная, может, ещё не разобравшаяся в своих чувствах девушка?;
- Он богатый, зрелый поклонник, она юная, очаровательная бессребреница?.
Может, иному зрителю придёт в голову ещё какой-нибудь вариант.
Судя по эскизам к картине Климт планировал изобразить именно влюблённых. А создал прелестную картину-загадку.
История написания полотна
Однажды некий влиятельный господин, богатый граф, заказал Климту картину, которая предназначалась в подарок для возлюбленной. В качестве образца он передал художнику небольшой медальон с портретом девушки. Идея заказчика заключалась в конкретном действии: пара должна быть изображена в страстном поцелуе. Хотя условия были выполнены не совсем точно, графу картина понравилась. Но и он задался вопросом: почему изображена прелюдия, а не взаимный страстный поцелуй? Может, потому, что ожидание желанного поцелуя и атмосфера предчувствия любви – наиболее ценные и трогательные моменты во взаимоотношениях влюблённых, предшествующие чувственным наслаждениям и пожару страсти? Такое объяснение живописца удовлетворило заказчика.
Невеста графа была настолько очарована подарком, что сразу дала согласие на брак. Счастливый граф щедро наградил неординарного художника.
Маленькая месть живописца – одна разгадка
Как же хотел Климт поцелуй с губ девушки сорвать сам! Да, Густав, пока писал картину, полюбил юную красавицу с медальона, в чём позже признавался. Поэтому он предпочёл изобразить девушку, как бы сопротивляющуюся мужчине, в нерешительности. Жгучая ревность к графу заставила Густава Климта поцелуй отложить на потом.
Пусть его не увидят зрители, пусть фантазируют.