Мозаика жизни Густава Климта

Г Климт

Густав Климт – австрийский художник, более всего известный миру как автор картин эротического содержания и пейзажей в уникальном декоративно-художественном исполнении. Кроме того, Климт яркий представитель модерна – годы его жизни пришлись на расцвет этого художественного направления.

Биография живописца интересна и показательна: человек всю жизнь безотлучно прожил на родине, не любил покидать даже свой город, но при этом вырос в яркий самобытный талант. Значит, дар самый истинный, идущий от сердца.

Происхождение и детство

Климт Густав родом из Баумгартена, пригорода Вены. Родился 14 июля 1862 года. Отец Эрнст Климт, выходец из Богемии (современной Чехии), был гравёром-ювелиром. Мать Анна Климт (Финстер), несостоявшийся музыкант, занималась воспитанием семерых детей. В семье было три сына и четыре дочери, Густав был вторым ребёнком. Его детство пришлось на годы тяжёлого экономического положения в стране. Родители, представители творческих профессий, постоянной работы не имели, поэтому семья жила очень скромно.

Учёба

Как водится, в творческих семьях первыми учителями детей становятся их родители. Рисованию Густав учился у отца, проявил способности и было решено продолжить обучение именно в художественном направлении. В 1876 году он поступил в художественно-ремесленное училище на отделение архитектурной живописи в Вене. Преподавание велось консервативными методами, образование давалось академическое. Некоторым ученикам этот факт не нравился, его не одобряли многие молодые художники, но Климт в годы своей учёбы принципами образования был удовлетворён.

С 1880 года параллельно с учёбой Густав вместе с братом Эрнстом, также студентом того же училища, начал получать заказы: украшение фресками зданий театров в провинциальных городах Австро-Венгрии (1867-1918), двуединого монархического государства, существовавшего на тот период.

В 1883 году Густав Климт закончил училище.

Юдифь и голова Олоферна 1901 г.Первые работы и награды

По окончании учёбы Климт уже заработал популярность, он получает много заказов и оформляет важные, помпезные здания в Вене. Так, с его участием декорировано новое великолепное здание старинного придворного театра «Бургтеатр», значительный вклад внёс Климт в оформление строящегося Художественно-исторического музея, открытого в 1891 году.

За эту работу государственного значения в 1888 году талантливый и уже именитый Густав Климт императорским указом Франца Иосифа награждён «Золотым крестом». Кроме того, университеты Мюнхена и Вены приняли Климта в почётные члены.

Первые картины

Живописные работы раннего периода отличались практически фотографической достоверностью изображения – Климт в соответствии с полученным образованием следовал канонам и авторитетам академизма. Как направление в искусстве он характеризуется безапелляционным отношением к классическим произведениям: их художественная ценность является абсолютной и непреложной. В традиционной манере была написана серия работ, которая принесла художнику популярность. С начала 1890-х Климт, ежегодно отдыхая в живописных озёрных местах Верхней Австрии, увлекся пейзажами. Но ему не хватало сильных эмоций и таинственных символов, реализм собственных картин его не удовлетворял.

Стиль меняется

Кроме недовольства собой на формирование индивидуального художественного стиля, возможно, повлияла смерть отца и брата в 1892 году – Густав был потрясён трагедией, кроме того, теперь он отвечал за большую семью финансово. Тревожное состояние души повлекло явные перемены в профессии: становилась иной манера письма. Отход от классической живописи, появление отличительных признаков загадочного символизма и динамичного модерна, формирование собственного, не имеющего аналогов, художественного почерка – так поэтапно родился уникальный стиль мастера, который впоследствии прославил Климта.

Золотые рыбки 1901—1902 г.Университетский скандал

В 1894 году Климт получил заказ на роспись потолка в актовом зале Венского университета. Видение художником символов факультетов в виде обнажённых женщин шокировало приёмную комиссию. Профессора не поняли замысла автора и посчитали работу просто непристойной и неуместной в стенах университета. Заказ аннулировали, потребовали возврата аванса. Климт был удручён и обозлён, но и не подумал что-то менять, продолжил развитие своей новой манеры письма – ведь в этом был он сам, он-художник так видел и выражал себя.

Картины были закончены и проданы частным коллекционерам. Представление о них можно получить по чёрно-белым фотографиям и копиям низкого качества – подлинники сгорели в пожарах Второй мировой войны.

Творческое объединение против академизма

3 апреля 1897 года Густав Климт с группой единомышленников организовал своё объединение художников, протестующих против консерватизма в искусстве. Так называемый Венский сецессион основан по примеру подобных организаций в Берлине и Мюнхене. Толчком стал отказ администрации венского Дома художников принять работы Климта на выставку. Сначала в группе были только художники, позднее примкнули литераторы и музыканты. Правительство, поддерживая движение, выделило участок в городе. В 1898 году построен собственный выставочный павильон, над входом которого сверкает золотом девиз движения: «Каждому времени своё искусство, каждому искусству своя свобода».

Любимая тема

После университетского скандала Климт отказался от государственных заказов. Он успел накопить сумму, позволяющую ему спокойно работать, прислушиваясь только к своим желаниям. Самый притягательный интерес для него представляли женские тела. Всё чаще на его полотнах проступает недвусмысленный эротизм. У публики картины пользуются популярностью и хорошо продаются. Натурщицы – от проституток до знатных дам – выстраиваются в очередь у двери в мастерскую, знатных художник пишет на заказ, простых по велению души.

Порочный сластолюбец

По воспоминаниям современников, Климт вступал в сексуальные отношения с каждой своей моделью, без этого просто терял вдохновение. Темпераментный художник умел очаровать и своим напором добиться взаимности – женская натура так устроена, что ей как раз нужна настойчивость мужчины, особенно вкупе с обаянием и талантом. Климту как плодовитому самцу приписывают до 40 детей, некоторые были признаны им официально. Несколько раз собирался жениться, но так ни разу и не сделал этого. Любвеобильность была единственным пороком художника, имеющим тяжкие последствия для здоровья (перенёс сифилис), в остальном он был вполне обычен: замкнут с коллегами, одержим в работе, в повседневной жизни сдержан и скромен.

Главные женщины в жизни Климта

Две женщины, две настоящие привязанности – мать и подруга – были рядом с художником, что бы ни случилось. Мать посвятила себя прославленному сыну: живя в его доме, молча и спокойно брала на себя все бытовые заботы, чтобы Густав, не отвлекаясь, творил. Подруга – Эмилия Флёге – сестра жены родного брата Густава. С семьёй Флёге художник особенно сблизился, когда брат умер, и пришлось брать на себя заботы о вдове Эрнста с маленькой дочкой. Эмилия была модельером в семейном модном доме «Сёстры Флёге». Какая это была связь, платоническая или любовная, остаётся загадкой. Но эти отношения самые ценные для художника: умирая, он просил позвать Эмилию.

Последние годы жизни

В 1911 году Климт получил приз на Всемирной выставке в Риме за картину «Смерть и жизнь», наполненную символами и аллегориями. По-прежнему на заказ пишет портреты, из глубин души извлекает идеи для своих философских иносказательных работ в собственной плоскостной технике переплетения орнаментов. Последние пейзажи художника также уникальны и совершенно неповторимы – вообще пейзажная живопись Климта удивительно мозаичная, яркая и декоративная.

В 1915 году не стало матери художника. Пережив её всего на 3 года, 6 февраля 1918 года умер Густав Климт – здоровье 55-летнего живописца никуда не годилось: сказалась беспорядочная жизнь, а в конце инсульт и пневмония.

Самые знаменитые картины

Шедевры Климта сегодня выставляются в самых именитых музеях мира. Цены на картины бьют рекорды: по неофициальным данным они представляют собой самые дорогие произведения искусства, проданные не с публичных торгов.

Самые известные из них:

  • «Юдифь и голова Олоферна» (1901);
  • «Золотые рыбки» (1901-1902);
  • «Портрет Эмили Флёге» (1902);
  • «Три возраста женщины» (1905);
  • «Цветущий сад» (1905-1907) – продан на Sotheby’s в 2017 году за рекордные 59 миллионов американских долларов,;
  • «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) – приобретён за рекордные 135 миллионов долларов Лаудером для Нью-Йоркской галереи;
  • «Поцелуй» (1907-1908);
  • «Аллея в парке замка Каммер» (1912);
  • «Лицльберг на Аттерзее» (1915) — $40,4 млн. в 2011 году.

и многие другие, странные и экзотические, смелые и нетривиальные, истинные проявления такого же неординарного таланта Густава Климта.

О художнике можно ничего не рассказывать – чтобы постичь его сущность, достаточно картин.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector