Родоначальник жанра «галантных празднеств»: жизнь Антуана Ватто в век суетных маркиз

1721 г.Антуан Ватто прожил короткую жизнь. Но за 37 лет он нарисовал почти 20 тысяч картин! Художник жил в непростой период истории Франции, который называют «безвременьем». На изобразительном искусстве страны это отразилось не самым лучшим образом. Классицизм с его помпезностью и героикой был уже никому не интересен.

Мир светских развлечений

Поскольку королевский двор перестал быть «иконой стиля», центр культурной жизни сместился в имения провинциальных дворян с их небольшими радостями жизни, такими, как любительские спектакли и музицирование. Но для творчества Жана Антуана Ватто эта легкость бытия стала питательной средой, из которой он черпал свое вдохновение. Таким образом, он изобрел стиль, который позже получил название рококо.

Детство

Краткую биографию Жана Антуана Ватто можно начать с первого упоминания в церковно-приходской книге фламандского города Валансьена, который только за несколько лет до этого вошел в состав королевства Франция. Запись о крестинах мальчика датируется 10 октября 1684 года. Исходя из общей практики, можно предположить, что он мог  родиться в первых числах октября. В книге указаны и родители младенца: Жан Филипп Ватто, потомственный кровельщик, и Мишель Ларденуа, домохозяйка. В книге есть упоминания и о трех братьях будущего художника – одном старшем и двух младших.

Дверь в мир искусства

А вот об отце есть записи в судебных архивах Валансьена. Кровельщик неоднократно привлекался за пьяные драки. Тем не менее, именно он открыл сыну двери в мир живописи. Заметив, что мальчик любит рисовать, он отвел его в муниципалитет, где штатным художником числился некий Жак Герен. Тот и стал первым учителем живописца.

Покорение Парижа

Муниципалитет зря платил деньги Герену – тот был очень посредственным художником. Уже в десятилетнем возрасте Антуан рисовал намного лучше его. Увидев, что от обучения нет проку, отец отказался за него платить. Он счел, что его второй сын неплохо устроится в жизни, освоив профессию кровельщика. Но юноша был непреклонен. В неопределенный точно период (1700-1702 гг.) он без гроша в кармане сбегает из отчего дома и пешком добирается до Парижа.

Учеба

На мосту возле Нотр-Дам в то время процветала бойкая торговля лубочными образками святых. Эту продукцию поставляли мастерские, расположенные тут же, на мосту. В одну из них и нанялся молодой живописец. Жизнь Антуана Ватто круто изменилась в 1704 году, когда его работы увидели Пьер и Жан Мариэтты, коллекционеры и граверы. Они оплатили дальнейшее обучение талантливого художника у мастера театральных декораций Клода Жилло. В 1707 г. учитель и ученик рассорились, и Ватто перешел в мастерскую Клода Одрана, который был хранителем коллекции Люксембургского дворца.

Путешествие в Рим

Антуан Ватто мечтал съездить в Рим. Поэтому он, 25-летний, переступил гордость и взял участие в конкурсе юных художников, объявленный Королевской академией. Но главный приз – оплаченную поездку в Рим – выиграл некто Антуан Гризон, ничем больше не прославившийся. Ватто обладал нервным нравом и взрывным темпераментом. Это поражение так его разозлило, что он решил покинуть Париж и вернуться в Валансьен.

Обретение стиля

Но для путешествия нужны были деньги, и художник нарисовал картину «Выступление войск». Неожиданно он не только продал ее за хорошие деньги, но и получил заказ на подобные батальные сцены. В родном городе живописец провел год, и вернулся в Париж уже зрелым мастером с собственным стилем. Батальные сцены сменились картинами, изображающими актеров театра, а затем переодетых пастушками маркиз и представителей высшего общества.

Новое веяние

Друзья уговорили Ватто вступить в Королевскую Академию Художеств. Он поддался на увещевания, и в 1717 году прислал на конкурс «Паломничество на остров Киферу». За это

произведение он получил не только звание академика, но и удостоился титула родоначальника жанра «галантных празднеств» (fetes galantes). Так, незаметно для современников, родился новый стиль в живописи – рококо.

Болезнь

Но в том же 1717 году маститый, признанный высшим обществом и обласканный меценатами художник заболел туберкулезом. В то время это был смертный приговор. Болезнь ухудшила и без того непростой характер художника. Чтобы побороть недуг, он даже сменил климат, отправившись в Англию. Но от Туманного Альбиона ему стало только хуже. Вероятно, поэтому его последние картины проникнуты меланхолией и грустью.

Смерть великого художника

Несмотря на крутой нрав и колкость в речах, Ватто не имел недостатка в друзьях. Один из них, Лефевр, предложил тяжело больному художнику пожить в своем загородном доме в Ножан-сюр-Марн (теперь поселок вошел в состав округа Париж). Свежий воздух уже не мог помочь чахоточному. Для соборования умирающего прибыл деревенский кюре. Даже в последних словах Ватто выказал себя непревзойденным эстетом. Когда священник поднес к его губам распятие, художник вскричал: «Уберите его от меня! Это причиняет мне страдания! Как можно было изобразить Господа так грубо и плоско!» И как ту  не вспомнить фразу Оскара Уайльда, умирающего в комнатке дешевого отеля: «Кто-то должен уйти: или я, или эти безобразные обои». 18 июля 1721 года художник скончался.

Творчество Антуана Ватто

Живописец отличался редким трудолюбием. Единственным досугом, который он себе позволял, было чтение. Кстати, современники утверждают, что Ватто хорошо разбирался в  литературе. За свои 37 лет художник создал около 20 000 произведений. Большинство из них было написано в период 1715-1721 годы.

Краткий перечень самых известных его картин:

  • Затруднительное предложение (Эрмитаж),
  • Урок любви (Национальный Шведский музей),
  • Аллея в парке Пьера Кроза (Бостонский Музей Изящных искусств),
  • Общество в парке (Дрезденская галерея),
  • Любовная песня (Лондон),
  • Капризница (Эрмитаж),
  • Равнодушный (Лувр),
  • Меццетен (Метрополитен-Музеум),
  • Любовь на французской сцене (Берлинский музей живописи),
  • Четверо (Сан-Франциско),
  • Венецианский праздник (Национальный музей Шотландии),
  • Финетта (Лувр),
  • Вечерние развлечения в саду (Чикаго),
  • Итальянские комедианты (Вашингтон),
  • Актеры Фпанцузской комедии (Метрополитен-Музеум),
  • Мальчик из Савойи с сурком (Эрмитаж).,
  • Жиль (Лувр).

Картины Ватто скорее атмосферны, чем повествовательны. В них сюжет не столь важен. Во главе угла стоит впечатление, настроение. Он предпочитал не яркие цвета, но полутона. Он любил воплощать на своих полотнах разнообразие и богатство чувств, эмоций и их оттенков, и подчеркивать их изысканным пейзажем. Творчество художника неотделимо от мира изысканности, утонченности и интимных переживаний, мира рококо. Антуану Ватто удалось достичь вершин этого причудливого стиля, ушедшего вместе со «старым режимом» Франции.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector