Запорожцы, письмо, Репин и правда жизни

Картины Русских Художников

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или просто «Запорожцы» – крупномасштабное полотно русского художника XIX – XX века Ильи Репина (1844-1930). Написано маслом на холсте размером 2,03 х 3,58 метра в период с 1880 по 1891 год. Экспонат Государственного русского музея (Санкт-Петербург).

Автор

Илья Ефимович Репин «Запорожцев» писал 11 лет – это самая длительная работа мастера. Будучи человеком въедливым и остро реагирующим на происходящее в обществе, художник с молодых лет подмечал прекрасное, удивительное или контрастное, загораясь идеей, не оставлял её, при этом в творчестве всегда стремился к правде жизни. Друг многих просвещённых и выдающихся людей своей современности, оставил их великолепные и красноречивые портреты потомкам. Не проходил и мимо событий истории России прошлого.

Замысел

Так его захватила идея изобразить на холсте возникшую вдруг в голове сцену, как казаки пишут письмо турецкому султану, картину многофигурную и острохарактерную. Мысль об интересном сюжете для будущей работы родилась на одном из светских раутов, где историк и автор множества научных работ, в том числе трёхтомной «Истории запорожских казаков», Дмитрий Иванович Яворницкий зачитывал публике вслух копию одного документа. Это было письмо, подписанное атаманом Иваном Серко (Сирко) в адрес султана Махмуда IV в ответ на предложение того перейти всей Запорожской Сечи под его командование – султана поразило умение казаков биться. В воинском таланте запорожцев он убедился, когда увидел, как они разгромили 15-тысячное турецкое войско. Послание-ответ султану было коллективным творчеством казаков и представляло собой набор вольных высказываний, к примеру, «шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» Яворницкий читал с выражением, все вокруг хохотали – Репину так и виделась сцена с разудалыми, экспрессивными казаками, пишущими письмо в далёком 1676 году.

Сбор материалов в казачьих краях

Воодушевлённый художник отправился на историческую родину запорожских казаков и места их расселения (Украина, Кубань). Яворницкому как историку идея создания полотна очень понравилась. Знания учёного, а также предметы казачьего быта, одежда, оружие из его коллекции – всё было в распоряжении Репина. Запорожцы пишут письмо турецкому султану – тема окрылила и всецело захватила уже именитого мастера и подчинила себе почти целиком дальнейшее существование. Сопровождал живописца в поездке его молодой ученик, Валентин Серов, который тоже делал наброски. Репин создал множество эскизов, в которых нащупывал нужные ракурсы, позы, мимику и жесты героев будущей картины.

Подобные поездки с целью сбора информации художник предпринимал не раз. Набравшись опыта и сдружившись с жителями казачьих станиц, Репин научился их понимать, как родных. Живописец восхищался вольным духом, любовью к родине, братскими чувствами, открытостью и бескомпромиссностью, юмором запорожских казаков – такие легко напишут письмо турецкому султану, а надо будет, и самому Господу Богу.

Помогло художнику и тщательное изучение повести Гоголя «Тарас Бульба», её герои вошли в число персонажей полотна.

Описание картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и модели

На огромном холсте многочисленная группа казаков. Они взбудоражены и веселы – сочиняют ответное письмо султану, который имел глупость предложить им, запорожским казакам, влиться в турецкую армию. Это ж надо додуматься!

По центру дощатый широкий стол, вокруг которого на лавках, сундуке и просто стоя расположились запорожцы. Один с пером, записывает особо понравившиеся, каверзные словечки в адрес султана. Остальные – кто подсказывает, кто заглядывает в написанное, кто хохочет, кто просто слушает, улыбаясь в лихие усы шуткам товарищей.

Позировали Репину наиболее колоритные его современники: художники, генералы, студенты, знакомые и просто случайные люди, внешне подходящие по замыслу живописца. Так, например,

  • писарь на картине – сам Яворницкий, от которого в художника и попала творческая искра;
  • атаман Серко, нависающий над писарем – генерал Драгомиров;
  • сидящий слева за столом весёлый казак в красной папахе – художник Ционглинский;
  • могучий казак-хохотун в красном (Тарас Бульба) – профессор консерватории Рубец;
  • высокий казак с перевязанной головой (Остап Бульба) – художник Кузнецов;
  • чуть левее молодой красавчик в синем (Андрий Бульба) – родственник композитора Глинки;
  • худой понурый казак с длинными усами, стоящий за Тарасом Бульбой – оперный певец Фёдор Стравинский.

Интересен каждый персонаж. Так казак с обнажённым торсом на переднем плане символизирует силу и молодецкую удаль запорожской вольницы. Но не только, есть и бытовое объяснение: рядом с казаком колода карт, а по правилам Сечи мужчины играли, сняв рубахи (чтобы нельзя было обмануть соперников, спрятав карту в рукав, например).

Композиция картины в целом создаёт ощущение неумолимого водоворота, который таит в себе небывалую мощь. И если уж он раскрутится, то справится с любой преградой и с любым врагом.

Энциклопедия смеха

Илья Репин в «Письме запорожских казаков турецкому султану» собрал, наверное, все существующие виды и степени веселья. Глядя на картину, зритель слышит и раскатистый смех, и заразительный, и сдержанное хихиканье. Кто-то из героев широко улыбается, кто-то ухмыляется, а некоторые смеются лишь в душе, оставаясь внешне невозмутимыми.

Но дух безудержного веселья и мощной животворящей энергии ощущаются однозначно. Перед зрителем не просто весёлая толпа запорожских казаков, пишущих письмо турецкому султану, картина с исторической подоплёкой, а красноречивая демонстрация духа свободолюбивого казачества.

Последний штрих

Пошёл одиннадцатый год работы над полотном, время от времени Репин самозабвенно погружался в тему, забывая обо всём. Но художнику никак не удавалось получить чувство полной гармонии, появлялись даже сомнения в собственном таланте. Внезапно мастера осенило – у правого поля картины он нарисовал стоящего спиной казака в длинной светлой кирее с башлыком. Изобразил и успокоился – внутренний голос говорил, что это то, что надо. И художник уже не обращал внимания на критику, на мнения товарищей – он, автор, был уверен в своём решении.

Судьба картины

Произведение было принято двояко – одни хвалили, другие ругали за недостоверность. Подобные обвинения художник слышал и раньше, поэтому в 1889 году начал писать вариант картины меньшего размера и с некоторыми изменениями, чтобы приблизить изображение к действительности. Но эта версия не была закончена, она находится в Харьковском художественном музее.

Основная картина, которая писалась 11 лет, после многочисленных успешных выставок в России и за рубежом за 35 тысяч рублей была приобретена Александром III. В период с 1892 по 1917 год картина была в коллекции царской семьи, затем национализирована и попала в Русский музей.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector