Русский живописец-баталист Василий Верещагин

1842 г.Василий Васильевич Верещагин – русский художник батального жанра, путешественник и военный. Он стал популярен при жизни, но работы художника называли «непатриотичными», поскольку на картинах изображена изнаночная сторона войны. Биография Василия Верещагина включает военные походы и странствования по странам, где он делал наброски будущих произведений.

Детство и отрочество

Родился Василий Верещагин 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика, владеющего тремя деревнями. В деревне и жила семья с трехлетнего возраста Василия. Жили они на доход от многочисленных кузниц крепостных. Отец был мещанином, а мать-татарка была образованной и красивой женщиной. Ребенок тянулся к рисованию, однако родители его не поощряли. В 1850 г. мальчика отдали в кадетский корпус в Царском Селе, а спустя три года его зачислили в Морской кадетский корпус в столице. Во время обучения парень продолжал заниматься рисованием, а в старших классах ходил в рисовальную школу, где общался с живописцами. В 1860 году Василий Верещагин завершил обучение в военном училище с лучшими отметками в выпуске и наперекор родным пошел в Академию художеств.

Учеба в Художественной академии

Академия художеств переживала тогда плохие времена – почти армейский устав предписывал рисование античных сюжетов и поклонение «старым мастерам», что привело будущего художника к разочарованию в учебе. Верещагин в 1863 г. взял отпуск и направился на Кавказ, где попутно делал наброски. А в 1864-м посетил Париж, где обучался и трудился у живописца-академиста Жана Леона Жерома. Но и эти уроки не оправдали надежд молодого дарования. В 1866-м Верещагин официально окончил обучение в Академии.

Военный опыт

В 1867 г. генерал фон Кауфман военного округа в Туркестане подыскивал штатного художника для сопровождения в экспедициях по Средней Азии. Верещагин пошел к нему на службу и в мае следующего года с гарнизоном приехал в Самарканд, а в июне-июле крепость осадили войска бухарского эмира. Художник наряду со всеми оборонял крепость, и за особые боевые заслуги был награжден орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда стала единственной, которую Верещагин принял, поскольку за недельную самаркандскую осаду сформировались его дальнейшие взгляды на жизнь – он ненавидел войну и все, связанное с ней.

Первое знакомство публики с работами художника

В 1869 г. в Петербурге Верещагин выставил этюды из Туркестана. Публика на его картинах познакомилась с доселе невиданной Средней Азией – с нищими, рынком рабов и укутанными женщинами.

Туркестанский цикл работ

В 1871 г. Верещагин отправился в Мюнхен и с туркестанских этюдов писал полотна, передающие атмосферу Средней Азии. В этом же году встретил будущую спутницу жизни Элизабет Фишер-Рид. В течение двух лет живописец работал над Туркестанской серией, что включила 13 полотен, 81 эскиз и 133 рисунка. Туда же вошла и малая подсерия «Варвары» с батальными полотнами, посвященными военной теме. В 1873 г. Верещагин сделал выставку цикла в лондонском Хрустальном дворце, какой содержал и знаменитые впоследствии картины художника – «Богатый киргизский охотник с соколом», «Апофеоз войны» и «Двери Тамерлана». Цикл полотен выполнен в новом оригинальном стиле, казавшейся инородной в русской живописи, однако признанной достижением новой русской школы.

Первая выставка в России

Впервые свои полотна Верещагин представил российской публике в 1874 г. в столице. Выставка собрала огромное число зрителей, каталоги числом в 30 тысяч раскуплены. Однако царь ожидал триумфальных картин с победами и орденами, а живописец показал изнанку войны с убитыми, ранеными и измученными солдатами. Власти обвинили его в антипатриотизме.

Индийское путешествие

Выставка еще не закрылась, а Верещагин с супругой поехали в Индию. На картинах этого периода изображены буддийские храмы и мечети, образы монахов-буддистов и факиров. В Индии живописца настигла весть о присвоении ему профессорского звания Академией художеств. Индийский цикл впервые представлен 139 холстами и эскизами на петербургской выставке через 4 года.

Война с турками и балканский цикл

Когда в 1877 г. началась русско-турецкая война, художник добровольно стал в строй. Получил сильное ранение, чуть не лишившее ноги, но после лечения снова встал в ряды солдат. Город Плевну хотели завоевать к именинам российского царя, но войска потерпели поражение. Поле битвы и показал Верещагин на полотне, которому дал название «Царские именины». В 1879 г. в Париже состоялась выставка балканского цикла без изображения триумфальных сцен.

Ближневосточные библейские сюжеты

По словам живописца, его военные картины выстраданы за каждого ставшего жертвой войны. Чтобы уйти от военной темы, он посетил Ближний Восток, где создал евангельские холсты – «Стена Соломона», «Святое семейство» и пр. картины изображают обыкновенную жизнь святых семейств, за что католические пастыри настаивали на их уничтожении. В Россию не повез, предвидя суровое осуждение. В 1885 г. на европейской выставке евангельских картин зритель облил произведения серной кислотой, отчего пострадали некоторые полотна, а одна картина уничтожена. Весь цикл художник продал на аукционе в США.

Русская серия

В 1887 г. Верещагин отбыл из Парижа и расстался с Элизабет Фишер-Рид. Вскорости вступил в брак с Лидией Андреевской и направился в Россию, где по личному проекту выстроил дом на московской окраине. Спустя время художник начал работу над двадцатью картинами, которые посвятил Отечественной войне 1812 года. Затем – снова путешествие, на этот раз по русским городам. В поездке писал портреты обыкновенных людей и убранства изб, церкви изображал до мельчайших деталей. В 1900 г. Верещагин номинировался на Нобелевскую премию мира.

Путешествия по странам и последние картины

В 1901 г. живописец уехал на Филиппинские острова, где написал Госпитальный цикл картин. Затем посетил Кубу и Америку, где написал картины на тему американо-испанской войны и портрет Т. Рузвельта. В 1903 г. художник побывал в Японии, где сделал наброски в стиле импрессионизма «Японка», «Храм в Никко» и пр. В 1904 г. вернулся в Японию, однако на сей раз с плохими предчувствиями.  Вскоре началась война с Японией, куда и последовал Верещагин. 31 марта 1904 года он был на артиллерийском корабле «Петропавловск», который взорвался на мине. Василий Верещагин погиб вместе с большей частью экипажа. Художник, направивший талант на то, чтоб «показать людям трагедию и глупость войны, сам пал ее жертвой».

Главные шедевры художника

Картины Верещагина пользуются огромной популярностью у современного зрителя.

Самые известные работы живописца:

  • Богатый киргизский охотник с соколом (1871);
  • У крепостной стены «Пусть войдут!» (1871);
  • Апофеоз войны (1871);
  • Двери Тимура (Тамерлана) (1872);
  • Смертельно раненый (1873);
  • Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874−1876);
  • Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1878−1879);
  • Побеждённые (Панихида) (1878−1879);
  • Казнь заговорщиков в России (1884−1885);
  • В покорённой Москве (Поджигатели, или Расстрел в Кремле) (1897−1898).
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector