Биография и творческий путь Остроухова И С

Остроухов

Остроухов Илья Семенович (1858-1929) – русский и советский мастер пейзажа, один из руководителей Третьяковской галереи, коллекционер икон и картин. Один из самых недооцененных пейзажистов. Член Союза Русских художников и Товарищества передвижных художественных выставок, академик Петербургской Академии художеств.

Самые известные картины:

  • 1885 – «Ландшафтный пейзаж»;
  • 1887- «Последний снег. Абрамцево», «Ранней весной», «Золотая осень», «Площадь св.Марка в Венеции»;
  • 1888- «Мальчики- итальянцы», «Летний день», «Первая зелень»;
  • 1889 – «Улица в Берлине. Дождь»;
  • 1890- «Сиверко»;
  • 1891 – «Последний снег», «Ранняя весна»;
  • 1892 «Купавы».

Юность и становление

Золотая осень 1887 г.
Золотая осень 1887 г.

Будущий художник Илья Остроухов родился в московской семье купцов. Отец его был богатым человеком и мечтал, чтобы Илья продолжил его дело, а сына интересовала только природа, причем к ее изучению он подошел очень серьезно. Он активно коллекционировал насекомых, о его коллекции знали не только в России, но и в Европе. С 13 лет учился в Московской практической Академию коммерческих наук. В наше время бы сказали, что на экономиста. Впрочем, это не мешало юноше писать книги о птицах средней полосы России: Остроухов собирался стать ученым. В 17 лет он познакомился с семьей издателя Мамонтова, позже сдружился с Саввой Мамонтовым и его детьми. Здесь его и нашла судьба. В доме Мамонтова всегда толпились художники. Так Остроухов утратил интерес к науке и «заболел» живописью. Он стал регулярно навещать новых товарищей в имении Мамонтова – Абрамцеве. В этот же период и в той же среде он нашел своего лучшего друга – художника Валентина Серова.

В Академию искусств Остроухов поступить не смог, потому стал учиться у своих новых друзей. Его первыми учителями стали передвижник Александр Киселев и уже знаменитый Илья Репин, позже он стал заниматься у Павла Чистякова и Василия Поленова. Одно из первых картин была копия именно пейзажа Поленова. Высоко оценили мастера и его «Ландшафтный пейзаж» 1885 года. В это же время он оформлял домашние спектакли у Мамонтовых.

Дебют Остроухова случился на 15 передвижной выставке. Это было полотно «Последний снег». Пейзаж крайне лаконичный, однако, переход природы из одного состояния к другому показан очень точно и понятно. Заждались весны и две березы на первом плане, и все еще темный лес. Зима не очень охотно сдает позиции, но воздух уже окрашивается в весенние оттенки. О художнике, который был почти самоучкой, заговорили.

Расцвет творчества

Первая зелень 1887 г.
Первая зелень 1887 г.

В тоже 1887 году Остроуховская «Золотая осень» непосредственно с выставки попала в Третьяковку. Пейзаж был задуман в Абрамцево еще в 1885 году. Если раньше Остроухов рисовал природу Петербурга в строгих и темных осенне-дождливых тонах, то роскошная подмосковная осень стала для него чем-то непривычным и поразительно красивым. На переднем плане – два вертикальных клена. Сзади – несколько кривых деревьев и голубоватое небо. И все это укутано золотой роскошью листьев, готовых покинуть свой дом, но пока крепко за него держащихся.

В это время в творчестве молодого художника появились две линии развития – обобщенный образ русской природы и развитие колористического этюда, то есть, пейзаж- настроение.

В этом же году Остроухов много путешествовал по России и работал на пленере, изучал шедевры мастеров прошлого. В 1887 году он с друзьями – В. Серовым и братьями Мамонтовыми отправился в великолепную Венецию, откуда привез немало красивых этюдов города. После этой поездки Серов создал легендарный портрет Веры Мамонтовой – «Девочку с персиками», а Остроухов увлекся городскими пейзажами. Так появилось еще одно художественное изображение площади Святого Марка. Экспериментировал он тогда и с портретами.

Каждый его пейзаж получался лучше предыдущего, и если картины «Первая зелень» и «Ранней весной» получились интимными и камерными, то «Летний день» – образ обобщенный, но с глубоким пониманием русской природы.

В конце 1880-х Остроухов снова вернулся к пейзажу городскому. Так появилась «Улица в Берлине. Дождь». Это вид на немецкую улицу сверху. Поразительно, но город выглядит очень современно и динамично.

«Сиверко»

Сиверко 1890 г.
Сиверко 1890 г.

Этот пейзаж 1890 года назвать можно вершиной творчества Остроухова. Третьяков купил ее сразу же после выставки.

Этюд для нее создан был на берегу Москвы-реки. Природа Подмосковья любима многими художниками, но у Остроухова она получилась по древнерусски мощной и сильной. Река не тихая и спокойная, а могучая и по северному суровая. Над водой гонимые таким же сильным ветром низкие тучи, ветер не щадит деревья и траву. Крутой изгиб реки позволяет нам видеть поросшие деревьями холмы и поляны. В пейзаже отсутствуют вертикали деревьев, но он не выглядит плоским. Здесь подчеркиваются горизонтали природы, потому пейзаж кажется бескрайним. Это настоящий гимн стихий: вода, воздух, земля.

Общественная деятельность

Были картины и после «Сиверко». По большей части Остроухов работал над панорамным пейзажем. Можно вспомнить и «Вечер после грозы», «Купавы на пруду», «Вечер на реке», но такого уровня, как в «Сиверко» мастер достигнуть уже не смог.

Речка в полдень 1892 г.
Речка в полдень 1892 г.

В 1890-е годы на первое место вышла общественная деятельность. Нет, Остроухов не утратил интереса к живописи, просто вернулась его любовь к коллекционированию. Удачно женившись на девушке из богатой семьи – надежда Боткиной, он начал вкладывать деньги в картины и древние иконы. Коллекция действительно получилась уникальной. Остроухов умела находит шедевры даже у слабых и конформных художников. Так случилось, например, с академичным Шебуевым, у которого Остроухов обнаружил трогательное «Гадание» и «Смерть Ипполита». С начала 20 века Остроухов коллекционирует по большей части иконы. В то же время Остроухов сближается с Павлом Третьяковым. Дружба продлилась недолго – Третьякова не стало в 1898 году.

Так Остроухов стал одним из попечителей галереи. Он стремился превратить ее в настоящий музей европейского уровня, но тогда этому мешали постоянные сложности. Его обвиняли в растратах, после – в порче картины «Иван Грозный убивает сына». В 1913 художник покинул свой пост. Тогда он снова вернулся к живописи.

После его смерти в 1929 году коллекция икон и картин была расформирована. Что-то попало в Третьяковку, что-то в Государственный Русский музей, что-то в музей-усадьбу Поленова. Музей Остроухова не смог существовать без своего хозяина и души.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий