Русь Уходящая Корина – притягательная загадка

Картины Русских Художников

Павел Дмитриевич Корин (1892 – 1967) – русский иконописец, советский художник, портретист и пейзажист, реставратор и монументалист, годы жизни которого пришлись на самые болезненные и тяжёлые события в истории России. Среди известных картин с изображением мощных исторических фигур Александра Невского, Георгия Жукова, Максима Горького и многих других выделяется неоконченное полотно Корина «Русь уходящая».

Смутные времена

Буквально сразу после революции 1917 года в стране начались масштабные гонения на церковь. Ожесточённая антирелигиозная политика большевиков обретала законную силу: арестовывались и убивались священники, уничтожались храмы. Невыносимо больно было это видеть миллионам русских православных. Павел Корин, глубоко духовный человек из семьи потомственных иконописцев, чуткий и тонкий художник, был потрясён происходящим. Он глубоко сочувствовал Русской церкви и оставался верным православию.

История замысла картины

В 1925 году в 60 лет умер патриарх Тихон – здоровье его было сильно подорвано арестами и допросами, которые продолжались уже несколько лет. Несмотря на неодобрение власти и негласные запреты, в течение пяти суток в Донской монастырь к гробу шли тысячи православных почитателей покойного. Бесконечная тёмная река из людей всех классов и возрастов с зажжёнными свечами. Плач, проповеди, заупокойное пение и «Реквием» Берлиоза.

Корин стал свидетелем этой всенародной скорби – прощания народа с патриархом, которого искренне любили и уважали. Именно здесь, охваченный глубоким волнением, художник ясно осознал, что происходит коренная ломка старого мира, и он просто обязан запечатлеть это событие на холсте. Для истории, для потомков.

Начало работы

С этого дня все мысли Корина были заняты обдумыванием полотна: его форматом, композиционными и цветовыми решениями, светом, общим колоритом. Была задумана многофигурная композиция с главной сюжетной линией – Церковь на последнем параде.

Посещая московские храмы, он стал подыскивать типажи и лица. Первым героем, написанным художником, стал митрополит Трифон. Он и благословил Корина на создание картины. До него все опасались и отвечали отказом на предложение живописца. По завершении своего портрета владыка Трифон обратился к другим архиереям с просьбой не препятствовать, ничего не бояться, а всячески помогать художнику. Теперь Корин знакомится с другими православными священниками, монахами и монахинями, ему верят и охотно позируют для этюдов в мастерской. Эти натурщики, смиренные и терпеливые, способны часами стоять не шелохнувшись, чем поражают и восхищают художника ещё больше.

Роль Горького

Слушая на отпевании патриарха «Реквием» Гектора Берлиоза, художник решил так же назвать свою будущую картину. Переименовать её в «Русь уходящую» посоветовал Максим Горький, сыгравший важную роль в жизни Корина. Горький, отдавая дань таланту художника и веря в него, во многом содействовал развитию этого масштабного проекта – написание картины. Именно авторитетный писатель:

  • обеспечил Корину свободный доступ в Успенский собор Московского кремля для рисования этюдов (все храмы были уже закрыты властями);
  • выхлопотал новую просторную мастерскую на Малой Пироговской и организовал её обустройство (в старой холст бы попросту не поместился);
  • лично заказал холст размером 941 х 551 см (немного больше, чем «Явление Христа народу» А.А. Иванова, которое Корин считал непревзойдённым образцом творчества).

Горький для художника был не только покровителем и некой стеной между ним и властью большевиков, но также товарищем и помощником. Благодаря Горькому Корин имел возможность писать глубоко душевное, личное, неотрывно связанное с Русью и её народом.

Место действия картины

Действие происходит в старейшем Успенском соборе Московского кремля, своды и стены которого были свидетелями многих значимых исторических событий истории России: здесь короновали, венчали и отпевали не один век. Но теперь собор, уже пострадавший от обстрелов в конце 1917 года, стал местом действия задуманного полотна с метким, символичным и говорящим названием «Русь уходящая».

Герои картины

Художник нашёл решение сюжета, позволившее ему обратить героев лицом к зрителю: многоликая толпа заполняет всё пространство, выступая из глубины храма, готовясь к торжественному выходу.

В центре высшее духовенство: патриархи, в разное время стоявшие во главе Русской православной церкви. Все герои – митрополиты, архиепископы, схимницы, монахи, игумены, калеки и нищие – воплощение православного мира и образа церкви в целом. Репрессии настигли многих героев, изображённых на картине. В те кровавые, безумные годы в стране погибло около 10 тысяч священнослужителей. Защищавших их прихожан также безнаказанно убивали. Траурное, тревожное сочетание красного и чёрного, ярких бликов свечей и тёмных тонов – предчувствие трагедии.

Она читается в композиции и палитре, в обликах и фигурах.  Но здесь не только скорбь и печаль, лица изображённых сосредоточены в глубоких раздумьях. Сам автор отмечал, что он всегда с большим уважением относился к людям с искренней верой в душе. Писал не фанатиков, а убеждённых светлых верующих.

С 1925 по 1959 год из-под кисти художника вышло 29 полномасштабных картин – портретов героев будущего полотна. Иногда он примерял их, приставляя к холсту, подобно пазлам, представляя и рисуя в воображении, как будет выглядеть конечный результат.

Крутой поворот

В 1936 году Максим Горький, заступник и помощник художника, умер. На Корина посыпались обвинения в отрыве от действительности и безучастном отношении к пролетарскому искусству. Пришлось оставить работу по воплощению в жизнь главного замысла. Но мечта взяться за эту работу сопровождала художника на протяжении всей жизни. К 1959 году он на бумаге сделал эскиз к полотну. Портретная серия этюдов уникальна: персонажей, каждый из которых ярко индивидуален, объединяет общее состояние, они полны внутренней силы и духовного огня.

Корин – многогранный художник

Но время диктовало свои правила. Корин переключился на работу по государственным заказам, реставрировал, писал портреты выдающихся личностей Советского Союза. Все эти работы большого русского художника, несомненно, имеют важное историческое значение как высокохудожественные произведения искусства и заслуживают признания. Они яркие, талантливые, портреты точно передают характеры исторически знаковых фигур и являются бесспорным наследием художника.

Главная работа

Но Павел Корин и «Русь уходящая» – одно целое, эти понятия неразделимы.

Какая горечь, что задуманному полотну не суждено было появиться на свет! В 1967 году художник умер. И хотя великая картина существует только в эскизах и этюдах, которые выставляются в Третьяковской галерее, за этот труд художник заслужил земной поклон от тысяч думающих и неравнодушных людей.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. ирина

    спасибо! очень познавательно.

    Ответить