Картина Кустодиева «Большевик» — отпечаток истории

1920 г.«Большевик» — полотно из коллекции Государственной Третьяковской галереи, написанное в 1919-1920 годах русским и советским художником Кустодиевым Б.М.

Автор картины

Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) – многогранный художник, в том числе уникальный портретист, разработавший оригинальный жанр портрета, воедино связывающий главного героя картины с окружающим интерьером или пейзажем. Это позволяло как подчеркнуть индивидуальность героя, так и обобщить его образ, раскрыть через ситуацию, обстоятельства и окружающий мир. Прославился художник и сериями зрелищных полотен на темы ярко-праздничного быта русского народа: крестьян, мещан и купечества.

От праздников и мирного чаепития к политике

Сначала отнёсшийся к революции восторженно, Кустодиев вскоре, разуверившись в большевиках, воспринимает события 1917 года как народный бунт, «бессмысленный и беспощадный». Оставшись на Родине, он пытается разобраться, работает и размышляет, потом пишет любимых купчих, что не вяжется с происходящим в стране. Критики постреволюционного периода называют художника «последним певцом купеческо-кулацкой среды».

Этот ярлык вынуждает живописца обратиться к новой для себя тематической линии в творчестве – отражению политической обстановки в стране. Ситуация такова, что надо соответствовать реалиям и считаться с власть имущими. Свидетель обеих революций 1917 года, Февральской и Октябрьской, Кустодиев наблюдает, как меняется жизнь в России и обращается к теме стремительных и кардинальных перемен в государстве, осмысливает причины и последствия революций. Тогда и появляется «Большевик».

Картина «Большевик» — символ нового хозяина Руси

Главный герой полотна – рабочий, гигантская фигура которого возвышается над домами, сверкающими перед зрителями белыми заснеженными крышами. Вид с высоты открывает широкую панораму и демонстрирует масштаб действий. Герой решительно шагает среди улиц, густо заполненных толпами объединённого борьбой народа, который стекается с фабрик и заводов, со всех окрестностей.  На стремительность и динамичность главного героя указывает переданное художником движение шарфа и, самое главное, развевающийся над людьми, улицами и домами бесконечный красный флаг – символ беспощадной революционной борьбы за свободу. Перед главным героем церковь, но ничто не способно остановить большевика на пути в светлое будущее. Он сметёт и эту преграду. Глаза его сверкают, взгляд решителен. Вот он – новый хозяин страны и защитник народа.

Почти плакат

«Большевик» — картина, напоминающая агитационный плакат. В те годы плакатное художественное искусство, наполненное идеологическим содержанием, развивалось и процветало как никогда. Агитационную функцию плаката можно сравнить с ролью радио или газет. Это было надёжное и сравнительно не дорогое средство политической агитации и пропаганды социалистической идеологии, доступное широким массам и понятное каждому, даже малограмотному или совсем безграмотному. Картину «Большевик» отличает от плаката лишь отсутствие короткого, энергичного, призывающего к действию текста-лозунга, который обычно сопровождает изображение на плакате и легко запоминается, имея целью побуждать зрителей к действию.

Тревожные знаки художника на картине

«Большевик» — картина, выражающая кроме грандиозности масштабов событий и отношение художника к ним. Огромная фигура шагающего рабочего, по словам автора, передаёт «чувство стихийности» происходящего.

К тревожным акцентам, расставленным художником на полотне, можно отнести:

  • Суровость и беспощадность в выражении лица главного героя – у него глаза фанатика, готового разрушить «старый мир до основанья»;
  • Синие тени на снегу;
  • Ощущение размашистого шага без разбора пути – кажется, что герой давит толпу;
  • Перед рабочим находится церковь, но он не замедляет шага и не обращает на неё внимания – он выше всего, что существует, буквально. Высота церкви меньше роста рабочего.

Большевик с красным безграничным знаменем, символом пролитой народной крови – это обобщённый образ революционера, несущего грандиозные преобразования стране. Они изменят жизнь миллионов. Впереди войны, голод, расколотые семьи, кто-то будет раздавлен тяжёлым сапогом большевика.

Отношение властей к картине

По причине аллегорического образа главного героя, вершителя судеб и всемогущего хозяина страны, художник с опаской относился к выставлению картины на публику. Уверенности в положительном отношении критики у него не было, власти могли посчитать картину провокацией. Но работа была принята как утверждающая и прославляющая силу и могущество пролетариата, воплощением которого стал шагающий рабочий. Наивно-символическая манера написания полотна была принята и одобрена критиками как наиболее близкая и понятная народу. Теперь «Большевик» — картина-символ, классика советского изобразительного искусства молодой советской республики.

И хотя размер полотна всего 101 х 141 см, оно создаёт у зрителя впечатление значительного и величественного, объёмно и образно передающего грандиозные замыслы целого народа огромной страны в эпоху государственного переворота. «Большевик» — яркое свидетельство и отражение одной из страниц истории Российского государства, её отпечаток.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector