Природная красота, запечатлённая Б.М. Кустодиевым («Красавица», 1915 г.)

Картины Русских Художников

О способах приобщения к изобразительному искусству

Есть два основных пути постижения произведений живописи теми, кто её любит. Первый – перед походом в музей или на выставку прочитать литературу о выбранном художнике и рассматривать его полотна через призму чужого опыта. А можно без оглядки на авторитетные оценки и мнения прийти в гости к художнику, вернее к его картинам, и лично почувствовать жизнь на полотнах и энергию мастера, заключённую в них. Думается, художники пишут не для специалистов, а для обычных людей, надеясь на отклик в душах зрителей.

Обаяние прирождённой красоты

При этом  кустодиевская «Красавица», выставленная в Третьяковской галерее,  при неискушённом прямом взгляде на неё или на её репродукцию  даёт созерцание красоты женского образа, выражающейся в буйстве живой плоти. Обнаженность молодой женщины не кажется вызывающей. Жест правой руки, которой героиня хочет прикрыть грудь, подчёркивает одновременно и стыдливость, и невозможность скрыть данные природой богатые, роскошные формы, к которым пристало определение «русская», а вернее было бы сказать, «славянская красота».

Такую красоту едва ли стоит скрывать. Ведь  Борис Михайлович  Кустодиев и его «Красавица» транслируют идею любования  прелестями женщины, которая не демонстрирует и не предлагает себя, а лишь позволяет рассматривать.

Героиня картины привлекает именно природным, безыскусным великолепием телесных форм. Густые золотистые волосы, отливающие медью, зачесаны на прямой пробор, заплетены в косу и уложены на затылке в тяжёлый узел; на висках они спускаются на уши лёгкими завитками. Выражение румяного лица спокойное и безмятежное. Ясный взгляд больших голубых глаз обращён внутрь себя, а не на зрителя.

Успех поиска композиционного решения

Кустодиев запечатлел тот момент, когда пробудившаяся красавица приподнялась на постели и, опершись левой  рукой на перину, замерла. Это незаконченное действие сообщает картине динамику.

Автор, очевидно, намеренно выбрал эту позу для своей героини: благодаря ей он преодолел статичность, присущую искусству живописи. Зритель ощущает, что долго оставаться в позе полулёжа-полусидя нельзя.

Воображение невольно рисует перспективу дальнейших действий, которые предпримет русская красавица. Картина силой зрительского воображения получает развитие: хозяйка комнаты  может откинуться на свои белые кружевные подушки, чтобы понежиться под розовым атласным одеялом, либо упруго встанет на ноги и шагнёт в утро, не замутнённое никакими тревогами.

Интерьер как приём создания контраста

Фигура с прекрасно развитыми плечами, сильными ногами не воспринимается как тяжеловесная. Напротив,  в ней угадываются плавные, мягкие движения сродни движениям большой кошки-пантеры без намёка на хищность последней.

Живописное изображение физических достоинств красавицы не отрицает её душевной привлекательности. Созданный образ позволяет предположить у неё добрый характер, склонность к мечтательности.

Её социальная принадлежность к купеческому или мещанскому сословию очевидна по антуражу спальной комнаты, оклеенной обоями с броским рисунком из фестонов и букетов красных роз. В обивочной ткани софы те же  красные цветы.

Безусловно, никакой цветовой гармонии нет в бирюзовом фоне обоев, розовом атласе стёганого одела, травяной зелени мебельной обивки.

В этом можно увидеть композиционный приём контраста:  дисгармония в интерьере – гармония в самой героине, которая вполне самодостаточна и не утруждает себя вопросами эстетики пространства.

Предсказуемая критика современников

Картина, написанная в 1915 году, встретила у большей части публики неприятие. Она не вписывалась ни в контекст   времени (второй год шла мировая война), ни в оформившуюся эстетику авангарда, «серебряного века», обратившихся в искусстве к идеям символизма, философского осмысления мира.

Знаменательно, что в том же году был создан  «Чёрный квадрат» Малевича, который тоже был принят в штыки. Два неприятия по разным причинам: у Малевича ничего не понятно – у Кустодиева слишком понятно.

Автора «Красавицы» укоряли в примитивизме, лубочности. Но он был вне пространства, где происходили баталии по вопросам актуальности произведений искусства. Художник был выключен из него тяжёлой болезнью позвоночника, а с 1916 года вообще прикован к инвалидному креслу. И уже одно это давало ему право по-своему расставлять акценты в вопросах, что достойно быть предметом искусства и в какую форму облечь образ, представлявшийся ему интересным и замечательным.

Критика определила место картины «Красавица» в ряду полотен в стиле неоклассицизма.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий