Секреты «Чёрного квадрата» Малевича

Чёрный супрематический квадрат 1915 г.Более 100 лет искусствоведы, критики и учёные спорят и ведут бесконечные дискуссии об истинном смысле и ценности картины Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Загадка состоит в том, что это самая знаменитая картина в мире.

Автор

Казимир Северинович Малевич (1879 – 1935) – российский и советский художник польского происхождения. До 1896 года жил на Украине. С ранних лет учился рисовать. Жажда творчества вела его и после переезда в Россию. Много занимался, общался с единомышленниками, искал новые пути, писал. С 1910 года начал принимать участие в художественных выставках.

Изобразительное искусство начала ХХ века

В конце ХIХ века в изобразительном искусстве определилось два направления: авангардное и традиционно-реалистическое. В последнем трудно было найти нечто новое, а художники всегда ищут пути собственного самовыражения.

На этой почве возникли авангардные стили и направления:

  • Импрессионизм (в переводе с французского «впечатление»);
  • Экспрессионизм (с латинского «выражение»);
  • Кубизм (изображение строится с помощью геометрических фигур);
  • Футуризм (основные принципы – энергия, скорость, технический прогресс, движение);
  • Кубофутуризм (геометрия совмещается с культом будущего);
  • Супрематизм (с латинского «наивысший») – это сочетание геометрии и цвета. Стиль основан Казимиром Малевичем.

В разных направлениях пробовал себя молодой художник, кроме того писал декорации и создавал эскизы костюмов для театра.

Идея и история создания картины

Сам художник вспоминал, что именно работа над оформлением сцены натолкнула его на мысль о создании картины, единственным и главным героем которой станет чёрный квадрат. Это было в 1913 году. Полотно датировано мастером именно годом его задумки и рождения супрематизма как явления.

История создания «Чёрного квадрата» имеет и другие версии. В частности, тёмный квадрат на белом холсте обязан своим появлением творческой злости художника, который таким образом замазал работу, которая его не устроила.

По утверждению же автора, картина создавалась под руководством высших сил, которые буквально водили рукой художника. Творческое озарение и магия космоса – вот что это было.

Описание картины совпадает с её названием – черный квадрат.

Потрясение результатом

Закончив работу над картиной, художник был потрясён настолько, что заболел. Нервное напряжение сразило измученный организм. Он осознал, что его «Чёрный квадрат» символизирует окончательное формирование особого направления в живописи. Это потом поняли и прочие современники, близкие к искусству. Первый профессиональный отзыв принадлежит Александру Бенуа, художнику, историку и критику. Он назвал картину иконой футуристов.

«Чёрный квадрат» на выставке «0, 10»

В 1915 году самая знаменитая картина была закончена и с января 1916 года выставлена в Петрограде на футуристической выставке, которую сами организаторы назвали Последней. Имелось в виду завершение периода футуризма в изобразительном искусстве — русская живопись переходила к супрематизму.

Ноль в названии выставки означает, что в супрематизме нет предметных форм. Десять – количество художников, выставляющих свои работы (но впоследствии их стало больше).

В каталоге картина была указана под названием «Чёрный четырёхугольник». В выставочном зале она располагалась в красном углу, на месте икон в славянских домах. Этим фактом были недовольны многие критики, скептицизм вызвала и сама картина.

Автор переименовал её в «Чёрный квадрат». Он решил, что квадрат самая сильная геометрическая фигура, базисный элемент бытия.

По замыслу это произведение входит в триптих наравне с «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом». Является и частью триады динамических квадратов, два других — это «Красный квадрат» и «Белый квадрат». Но эти картины не получили такой известности.

Вольное отношение художника к форме и цвету

Автор не был озабочен соблюдением точных геометрических пропорций, писал квадрат «на глаз», как видел и чувствовал. По словам Малевича, квадрат живой, он является результатом творчества интуитивного разума.

Чёрный цвет по сути результат смешения прочих цветов и оттенков. И это была принципиальная позиция автора – создание чёрного без чёрного.

Феномен Малевича

Чёрный квадрат на белом фоне – это проявление нового художественного языка, использующего в данном случае два вида активности света в их максимальном значении. И Малевич – автор этого художественного алфавита. Цвет и форма, их значение и энергия – буквы в этом алфавите.

Формулы Малевича сегодня

Изучению влияния цвета на человека, его психологическое и физическое здоровье Малевич потратил немало времени. Им и его учениками была разработана цветовая система, впоследствии применяемая в разных сферах. На основе опытов и экспериментов, к примеру, были найдены и разработаны цветовые решения униформы медицинских, дорожных и прочих работников, которым для выполнения функциональных обязанностей требуется специальная одежда.

Непреходящая актуальность «Чёрного квадрата»

История мирового художественного искусства не знает картины с более громкой славой. Искусствоведы сегодня считают картину самым значимым событием, которое только происходило в истории русского искусства ХХ века.

Сам автор эту картину считал своим лучшим произведением. Какое значение он вкладывал в него? В чём смысл? Чёрный квадрат на белом – беспредметность супрематизма и открытие кардинально нового мышления художника. Это нулевая точка отсчёта в художественной системе координат. Одновременно это и нулевой цвет (чёрный), а белый художник образно называл «пустыней небытия».

«Чёрный квадрат» стал краеугольным камнем на пути любого молодого художника, который и осмысливает, и протестует, и вдохновляется.

Открытие 2015 года

Специалисты исследовали более ранние слои, которые просматривались сквозь трещины чёрной краски. Применялись микроскопы и рентгеновские аппараты. Выяснилось наличие двух изображений под квадратом. Проанализировав линии и цвета, учёные пришли к выводу, что более раннее изображение было выполнено в стиле футуризма, более позднее – супрематизма. Конкретнее ничего пока не известно.

Местонахождение картины

Автор по разным причинам дублировал свою картину несколько раз. Известны четыре варианта, которые имеют различия. По свидетельствам, художник намеренно менял цветовую насыщенность, фактуру, размеры и пропорции, чтобы картины не были близнецами. Все они находятся в России.

Первая картина, с которой всё и началось, в Третьяковской галерее. Это полотно 79,5 х 79,5 см.

На сегодняшний день картина не продаётся, но оценивается она в сумму не меньше 20 миллионов долларов. Цена на произведения искусства не может быть фиксированной. А непримиримые споры о «Чёрном квадрате» Казимира Малевича продолжаются.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector