Описание картины «Аленушка» В.М. Васнецова

Алёнушка. 1881г.Сказки в живописи

Русские песни берут за душу, запоминаются, заставляют сопереживать. Также и сказки. Сто лет назад жил в Вятской губернии русский художник-живописец Виктор Михайлович Васнецов. Он тоже очень любил сказки, но не это главное. Сказки стали смыслом всей его жизни. Художник рисовал картины разных жанров, однако известность он получил благодаря своим иллюстрациям, сделанным к русским народным сказкам. Подобного художника в истории русской живописи не было. Среди картин Виктора Васнецова выделяется любимая всеми и знакомая еще по школьным сочинениям «Аленушка» — лиричная композиция с сидящей на берегу пруда девушкой, уставшей от безрезультатных поисков брата. Многие считают картину «Аленушка» иллюстрацией к сказке. Это так, но не совсем. Через сюжет сказки, В.М. Васнецов раскрывает многогранность русского характера, его неоднозначность. Находясь рядом с картиной, зритель невольно начинает сострадать героине Васнецова. Однако, выставляя картину на суд обывателя, Виктор Михайлович долго молчал о наличии сказочного сюжета.

Взрослый ребенок

Девушка на картине «Аленушка» трогательно сидит на камне у пруда, в комочек сжалась, голова на коленях. Сколько печали в глазах, безысходности. Недетские, не девичьи руки. Пальцы натруженные, огрубевшие. Такие детали многозначительно указывают на то, что девочке приходится ужасно много работать на чужих недобрых людей. Старенький, потерявший яркость красок сарафан порван, а другого, наверное, нет. Ноги босы, в дорожной пыли. Сколько же ей пришлось пешком идти? Взгляд девочки очень взрослый, отражающий пережитый печальный опыт, выдающий тревожные мысли, едва не переходящий в отчаянье. Художник рисует образ ребенка, много испытавшего в жизни, выделяя характерные детали: растрепанные рыжие волосы, черные глаза, губы с легким оттенком красного цвета. Девочка вполне реальна, она не выглядит сказочным персонажем. Данное полотно является выражением скорби и грусти не просто определенной девочки, а распространяется на всех людей, которые приходят к природе, чтобы раствориться в ее бесконечности, довериться ее целительной силе и возможности творить чудеса. Не зря Клод Шеннон получил Нобелевскую премию за доказательство того, что задавленного городскими стрессами человека могут излечить только нечитаемые источники информации: природа и памятники искусства.

Аленушка Васнецова – реальность или вымысел?

История картины «Аленушка» В.М. Васнецова долгая, не прямая. По воспоминаниям самого живописца, он очень любил данное произведение. Однако к его законченному образу художник подошел не сразу, несмотря на то, что облик девушки из народа уже присутствовал в его мыслях, витал в воображении, ища реальное воплощение. В ту пору, в 1881 году, он жил в деревне Ахтырка под Москвой. Места там изумительные, сказочные: густые непроходимые леса, озера, покрытые зеленой ряской, с кувшинками, изумрудные овраги, речки. Выходи за калитку с этюдником и делай наброски. Вот однажды во время такой прогулки В.М. Васнецов увидел на дороге нищих богомольцев. Они в монастырь шли. Среди них была простоволосая девочка. Одинокая, несчастная, поразившая живописца. Столько тоски и русской печали было в ее глазах, что невольно сказка вспомнилась «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рисунок, сделанный на ходу, запечатлел основные черты девчушки. Многочисленные этюды и наброски сохранили изображения сестрицы, отправившейся на поиск братца, наиболее яркие среди которых «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке», «Осока». Потом художник много ходил по деревням, писал сельских девочек, думал, но все чего-то не хватало. И тут он понял: не достает природы – темного леса, тягучей воды, острой осоки, чуть хмурого осеннего неба.

Символичность природы

Девочка, сидящая в поле или на лугу – картина не такая задушевная, не такая трепетная. Без леса дремучего, озера мрачного от сказки ничего не останется. Природа грустит и живет вместе с Аленушкой. Фоновый пейзаж картины наполнен атмосферой тишины и грусти. Отлично дались автору водная гладь пруда, осока, камыши, ели, упавшие осенние листья: все неподвижно, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Медленно плывут облака. Печальное уединение, усиленное образами природы. Темный лес обступил Аленушку со всех сторон и не хочет выпускать из своего плена. Каждая деталь пейзажа подчеркивает глубину сущности картины, предоставляя почву для размышлений. Создается впечатление, что девушка находит утешение на берегу пруда, сама становится частью пейзажа. Вот осина справа стоит: тихая, задумчивая, чуть трепещет, ветку к воде склонила, будто сочувствие выражает, помочь хочет. Дерево и так невеселое: на Руси оно считалось печальным, трагическим. Люди говорили: «Одна ягода – горькая рябина, одно дерево – горькая осина», «Дрожит как осиновый лист» (считается, что листья осины дрожат даже в тихую погоду).

С верой в счастье

Однако слева, в глубине, березка стоит. И как-то веселее становится, не так грустно. На ветке стайка птиц – стрижи: славные, симпатичные, на ласточек похожи. Они также любят под крышами домов селиться, под карнизами. В живописи стрижи – символ надежды. Зачем они в глухом лесу? Вероятнее всего, намекают: все будет хорошо, все наладится. Смирение героини завораживает. Она будто верит в чудо, которое должно появиться из глубины воды. Темные зеленые тона пейзажа контрастируют с легким румянцем на щеках девушки, а осенняя грусть с чуть более яркими цветами на сарафане Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение, сказка продолжится, и окончание ее будет светлым и счастливым.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector