Биография художника Васнецова В.М. и его самые знаменитые картины

Русские Художники

До недавнего времени знакомство с русским изобразительным искусством начиналось для школьников младших классов с творчеством именно этого художника. «Богатыри», «Снегурочка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке» были не просто иллюстрациями к русским народным сказкам. Для понимания феномена Васнецова как национального художника, выражающего в своих картинах «русский дух», стоит обратить внимание на его биографию, потому что она тесно связана с манерой письма, в основе которой – иконопись в её изобразительной традиции, присущей XVIII-XIX векам.

Становление

Васнецов вряд ли состоялся бы как художник со столь яркой манерой письма, с его уклоном в мифологию (религиозную и сказочную) без влияния свой семьи. В частности – отца, приходского священника. Мало того – и сам будущий живописец, родившийся 15 мая 1848 года,  учился сначала в духовном училище, а потом и в семинарии в г. Вятка. Уже там молодого семинариста стали привлекать к работе в иконописной мастерской, после того, как заметили его интерес к подобного рода творчеству. Но этот же интерес побудил молодого студента-богослова к более углублённому изучению предмета – и Виктор, оставив семинарию (что вызвало неудовольствие отца) отправляется в Петербург, для сдачи вступительных испытаний в Художественную императорскую академию. Именно там, в классе И. Крамского, он знакомится с И. Репиным, который стал его другом на всю жизнь, и вырабатывает в себе видение истории России как Святой Руси, с её тесной связью с Православием.

Средств на полноценное обучение у Виктора не было, поэтому за те 8 лет учения в Академии, что он там числился, у него случались долгие периоды того, что сейчас бы назвали «академотпуском». Но способного студента не отчисляли: изыскав средства, он возвращался под стены своей художественной Альма матер. Пока в 1876 году не уехал в Париж – продолжать образование там. И набраться новых европейских веяний. А по возвращению в Россию Васнецов примыкает к Товариществу передвижников – самой прогрессивной художественной школе того времени.

Остросоциальная направленность работ большинства членов Товарищества не обошла стороной и Виктора. В этот период им были написаны знаковые для того времени вещи. «С квартиры на квартиру» — в ней ярко показана бьющая по нервам безысходность переселения с квартиры на квартиру (притом явно в более дешёвую) пожилой супружеской четы, где всего скарба – узел с вещами. И более нейтральная, похожая по стилю на бытовую зарисовку, «Книжная лавочка» и чисто жанровый «Преферанс» с его поистине рембрандтовским вечерним освещением ломберного столика и игроков.

Но в этот же период художник усиленно работает над эскизами своих будущих знаковых работ, связанными с русскими былинами и с русской историей. Во многом интерес с этим направлением живописи был инициирован галеристом Третьяковым, с которым Виктор тесно сотрудничал с самого начала знакомства с этим выдающимся меценатом. Поэтому не удивительно, что первые главные вещи в своём творчестве –

  • Витязь на распутье;
  • Алёнушка;
  • Царь Иван Васильевич Грозный;

в конечном итоге были приобретены Третьяковым и составили золотой фонд русской живописи рубежа 19-го и 20-го веков.

В поисках «Святой Руси»

В творчестве художника давало о себе знать сформированное ещё с юности мировоззрение, обусловленное воспитанием в семье отца-священника. А также годами учения в духовном училище и в семинарии. Художник охотно берётся за религиозные сюжеты. Более того – он получает престижные заказы, как, например, роспись алтаря и купольного пространства во Владимирском соборе Киева, над которыми Васнецов трудился в 1885-1886 годах. Достаточно сказать, что на открытии храма присутствовали члены императорской семьи – что уже послужило получением художником прижизненной если не славы, то широкой известности.

Особенно поразил современников триптих «Преддверие рая» — с его реалистичной живописью, отошедшей далеко от средневековых канонов РПЦ, на которые до той поры равнялись иконописцы в прихрамовых мастерских. Но кроме фресок на стенах и куполе, Васнецов создал также целый иконостас из одиночных икон, а также диптихов для алтарей и притворов разных храмов. И везде сама манера письма, колорит икон перекликался с теми работами художника, которые снискали ему славу светского живописца.

БогатыриЗдесь русский дух…

«Богатыри» (а не «Три богатыря», как часто ошибочно называют эту картину) – апофеоз того былинного русского духа, который художник стремился выразить во всех своих работах, посвящённых как Руси языческой, так и Руси православной. Канонические витязи, имеющие реальных исторических прототипов: Илья Муромец, простой ратник, прославившийся своей богатырской силой, опытный княжий воевода Добрыня Никитич и Алёша Попович – самый молодой из дозора, красавец, меткий стрелок из лука, поэт и музыкант. Относящиеся к разным социальным группам того времени, но объединённых одной целью – защитой рубежей Отечества.

Художник начал работу над картиной в 1878 году. А закончил через 20 лет, в 1898-м. итоговому варианту предшествовали сотни набросков и рисунков, этюдов акварелью и маслом и поиск типажей, которых художник искал во время своих многочисленных поездок на пленэр.

А параллельно шла работа над другими будущими шедеврами Третьяковской галереи и Русского музея:

  • эпическая «После побоища Игоря Святославовича с половцами» ;
  • Ковёр-самолёт (1880);
  • Три царевны подземного царства;
  • Алёнушка (1881), по мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;
  • Витязь на распутье» (1882);
  • Иван-Царевич на Сером Волке (1889);
  • Царь Иоанн Васильевич Грозный (1897);

Политический водораздел

Одновременно с Васнецовым в изобразительном искусстве России на слуху было имя ещё одного мэтра, работавшего в похожем жанре – Билибина. Его графика, похожая на эскизы к реалистическим витражам с их чёткими чёрными линями на переходах цветов и красок, тоже была обращена к прошлому России. И тоже, как и васнецовские работы, его графические и живописные работы часто становились иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Но если Билибин, типичный представитель леволиберального лагеря, всегда держал руку на пульсе исторических событий и чутко реагировал на них (часто весьма конъюнктурно), то Васнецов к политическим перипетиям того времени относился равнодушно. Единственная его как-то проявившаяся внятная реакция на злобу дня – участие в проекте создания новой формы для русской армии в период 1-й мировой войны. Знаменитые «будёновки», называемые сначала «богатырками», и шинели с большими ромбовидными петлицами и «разговорами»-клапанами на груди были разработаны коллективом художников и дизайнеров того времени, среди которых был и Васнецов.

Кощей бессмертныйПодчёркнутое неучастие в политической жизни России сыграло с Васнецовым злую шутку: новая власть после 17-го года относилась благосклонно к левацким настроениям творческой интеллигенции, в том числе и к художникам. Недаром в первые годы Советской власти так процветали всяческие «…измы»: кубизм, футуризм и прочие. А вот Васнецову припомнили его активное участие в оформлении храмов – что совсем не вписывалось в антирелигиозную политику, проводимую большевиками. Кроме того, нежелательной фигурой он стал во многом благодаря полученному им в 1912 году дворянству. В итоге Виктор Васнецов, блестящий мастер станковой и монументальной живописи и отличный иллюстратор, жил на скромную пенсию и совершенно не интересовал новую власть в художественном плане. Хотя работу в выбранном былинно-историческом жанре продолжал: в 1918 году им было создано полотно «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем», а до 1926 года он работал над большой картиной «Кощей бессмертный».

Умер Виктор Михайлович в Москве 23 июля 1926 года. Ныне его прах покоится на московском Введенском кладбище. На родине художника, в Кирове (Вятка),  перед Вятским художественным музеем установлен памятник братьям Васнецовым – Виктору и Аполлинарию.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Гримка Жамиля

    С детства знаем и любим эти замечательные картины!

    Ответить
  2. zzzxxxzzz1

    После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

    Ответить
Adblock
detector