«Вратарь» Григорьева — яркий мир детства с сдержанных тонах.

1949 г.Вратарь Григорьева — знаковое произведение послевоенного соцреализма. Футбольный матч на окраине города – событие для юных футболистов и для всех зрителей.

История картины

Сергей Алексеевич Григорьев – мастер, работавший по соцзаказу и в жанре соцреализма, тем не менее, его произведения всегда живы и эмоциональны. Он часто обращался к миру детей, и высоко ценил их естественность и живость. Яркий мир детства – это картины «На собрании», «Прием в комсомол», «Девочка в шубе», «Девочка с яблоком».

Расцвет творчества художника пришелся на первые послевоенные годы, когда страна оживала после трагедии, и жизнью наполнены все его картины.

Полотно «Вратарь» создано было в 1949 году в технике масляной живописи. Сам автор говорил, что сперва писал детей и все происходящее с натуры, тянув в картину много лишнего. После художник перешел к режиссерскому решению. Таким образом он объединил единым действием всех героев картины. Полотно действительно «срежиссировано» и воспринимается зарисовкой непосредственно увиденного в жизни. Это говорит о зрелости мастерства. В 1950 Григорьев получил за картину Сталинскую премию.

Интересно то, что при отборе на одну из выставок худсовет не рекомендовал полотно для экспонирования, посчитав ее безыдейной и малохудожественность. Тем не менее, полотно совершенно случайно попало на выставку и вызвало шквал эмоций у зрителей.

А далее была Всесоюзная художественная выставка, где автор впервые был оценен обычными зрителями. После этого были многочисленные выставки не только в СССР, но и в США и даже в Китае. Несмотря на то, что в советские годы полотно находилось в тени картины «Прием в комсомол», оно было рекомендовано к изучению в школах, а сочинения по картине Григорьева «Вратарь» пишут и сегодня.

Сюжет картины

По мнению критиков, действие картины происходит в саду Киевского Художественного института. Группа школьников возвращается с занятий и решила устроить импровизированный футбольный матч. Некоторые из ребятишек захватили с собой своих маленьких братиков и сестричек.

Дети соорудили ворота из своих сумок и шапок, трибунами служит штабель и доски. На улице –ранняя осень, тем не менее, родители укутали некоторых детей потеплее. Зрители напряженно наблюдают за захватывающим матчем, внимание главного героя и зрителей направлено в центр поля, но мы не видим, что именно там происходит. А происходит там борьба за мяч, но видим мы только самый край поля и парнишку лет десяти, ожидающего пенальти или удара со штрафного. Противника мальчишки мы тоже не видим. В этом и неординарность картины: мы не видим центрального действия, но видим эмоции всех, кто в нем участвует и наблюдает за происходящим.

Действие происходит в послевоенном Киеве: одно из зданий на заднем фоне похоже на Андреевскую церковь. По мнению критиков, такой вид на столицу Украины открывается именно из сада Киевского Художественного института, где в те годы работал Григорьев. Матч происходи то ли на самой окраине города, то ли уже за его пределами. И это очень символично: «линию обороны» художник сделал отсылкой к Москве и Ленинграду. На самых подступах к ним в войну и проходила линия фронта. Таким образом, ворота символизируют границу страны, а мальчик на них- пограничник и защитник страны.

Если приглядеться, то можно увидеть, что на заднем фоне – страна, которая отстраивается после войны. На двух домах четко видно строительные леса. Рядом с садом тоже ведутся экскаваторные и строительные работы. Да и трибуну малышня сделала из строительных досок, что тоже намекает на то, что игра разворачивается на строительной площадке. Функцию ворот выполняют брошенные ранцы, что намекает на то, что матч не планировался и возник спонтанно.

Ландшафт города написан тонко и интересно, но критики отмечают то, что фигуры переднего плана несколько оторваны от городского пейзажа, который располагает на горизонте. От этого создает ощущение небольшой искусственности, как будто театральный задник и декорации сделали фоном для динамичной сценки.

Цветовая гамма картины явно намекает на то, что матч происходит осенью. Художник умело создал светлый и радостный колорит на картине, и он свидетельствует о том, что автор влюблен в жизнь, как и сами юные герои картины. Осень на картине легка и свободно. Трава только начала желтеть, потому она выглядит бледно-зеленой. Перед нами – золотисто ржавый осенний день, слегка скрашенный красными пятнами: пионерские галстуки, банты на девочках, красный костюмчик друга вратаря. Красные пятна лишь повышают напряженность. Киев вдалеке тоже покрывают рыжеватые пятна.

Тем не менее, одежда главного героя и единственного взрослого персонажа, выполнены в холодных тонах, что говорит об их сконцентрированностьи и выдержке. Сам пейзаж не играет доминирующей роли в сюжете полотна, он просто подчиняется рассказу про захватывающее зрелище на спонтанно возникшем футбольном поле.

По мнению критиков, Сталинскую премию Григорьев получил за то, что показал важность спорта во время восстановления страны. Но важнее другое – картину полюбили зрители: она живая и настоящая.

Герои картины

«Вратарь» -первое полотно Григорьева, где он сумел единым действием объединить столько персонажей, а заодно и срежиссировать сценку так, чтобы она воспринималась зарисовкой, непосредственно увиденной в жизни.

Всем персонажам здесь есть свое место, все характеры раскрыты предельно убедительно, а детские образы очаровывают своей непосредственностью и тем, что они настоящие. Все герои сосредоточенно смотрят за раму картины.

Занятно то, что мы не видим команду, но художник изобразил 11 персонажей (как в полноценной команде): 10 человек и свернувшийся калачиком черно-белый пес, одновременно похожий на …футбольный мяч.

Главный герой

Собственно, вратарь команды, которую мы не видим. Светлые волосы, короткие штанишки, перебинтованная нога. Он чуть постарше своих товарищей, но все еще сорванец, и явно слегка хулиганистый, что вообще характерно для всех детей послевоенного времени: он практически жили во дворах, сбегали с уроков и даже приворовывали на рынках и соседских садах. Вот и главный герой картины – типичная уличная шпана, и это не оскорбление. Тем не менее, мальчик держится настоящим героем: уверенная стойка, напряженное выражение лица. Он сосредоточен лишь на том, что происходит в самом центре поля. Несмотря на то, что одет он просто (снова-таки, как и все дети очень бедной послевоенной эпохи), футбольные перчатки на нем довольно дорогие. О его профессионализме и о том, что это не первая игра в его жизни, свидетельствует и его стойка, и крепкие ноги.

У него опущены носки и разбито колено, но вратарь не обращает на это внимания. Парнишка готов стоять до последнего за свою команду и готов действовать быстро. Он играет и держится как настоящий профи. Образ мальчишки метафоричен. Здесь он является вратарем-пограничником, защитником рубежей Родины. Такая метафора была характерна для послевоенного соцреализма. Он не даст врагу ни единого шанса. Есть в это мальчишке и гордость за себя, ведь он демонстрирует свое мастерство младшим товарищам.

Другие персонажи

Позади вратаря стоит не менее колоритный мальчишка, одетый в красный спортивный костюм. Он тоже часто является героем сочинений по картине вратарь. Он ассистирует главному герою и вовлечен в действие не меньше, чем сам вратарь. Мальчишка прикрывает ворота. Вероятнее всего, он тоже хороший игрок, но его не взяли в команду, потому что он маленький. Он тоже хочет играть, но на его лице нет никакой обиды.

Остальные герои сидят на досках, выполняющих роль скамеек на трибуне. Рядом с вратарем – мальчишка с маленьким братиком, а может и сестричкой. Четко пол ребенка не указан, но критики полагают, что это девочка. Они зачарованно наблюдают за тем, что происходит за пределами картины. Вероятно, это очень ответственный мальчик, которому мама смело поручает следить за таким маленьким ребенком.

На картине присутствую еще две девочки. Девочка с красивым и серьезным лицом одета в школьную форму, на волосах – красный бант. Она волнуется за исход матча не меньше, чем парни. Если бы ей дали такую возможность, сама бы с удовольствием погоняла мяч.

Девочка с куклой не так заинтересована игрой. Ну что же, не быть ей спортсменкой, скорее всего, она реализует себя как мать.

Не очень интересно все происходящее разве что собаке, которая спит в ногах у мальчика с маленьким ребенком. Возможно, кто-то из сидящих на скамеечке (или игроков) – ее хозяин.

Присутствует на полотне и взрослый персонаж. Он проходил мимо, но, видимо, тоже увлекся игрой и подсел к ребятишкам. Скорее всего, он прошел войну, а сейчас учится в киевском институте. В руках у него папка с бумагами, но он уже и забыл о ней. Он весь в игре и наблюдает за ней с ребячьим задором.

О чем же картина? Картина «Вратарь» Григорьева – не только о спорте. Это история о детстве и о том, что даже в самое тяжелое время дети найдут, чему порадоваться и от чего получить удовольствие. А еще это картина о том, что человек не может жить без общества: мальчишка-вратарь получил огромную поддержку от своих друзей и даже незнакомого юноши. Не стоит смотреть на это полотно лишь с точки зрения соцреализма. Она живая, как жизнь, тем и привлекает внимание.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector